Неделя Развития Творческой Силы

Меню сайта
Категории каталога
Образцовая Школа поэзии «Лотос» ГУДО ОРЦТДиМ, г. Орша [3]
Творчество школьников Могилева [3]
Студия «Азбука стихосложения» г. Могилёва [2]
Городской литературный клуб «Светлица» ГУДО "ЦТДМ "Агат" г.Могилева" [2]
Поэзия: ОО «РКПО», МГУ им. А.А.Кулешова, БООО «Белорусское землячество на Брянщине» [4]
Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ФЕСТИВАЛЯ "ЖАР-ЦВЕТ" - 2016 » Городской литературный клуб «Светлица» ГУДО "ЦТДМ "Агат" г.Могилева"

Эссе Городского литературного клуба "Светлица" г. Могилева

ЕКАТЕРИНА ВОЛКОВА

                                 «КОСМОС, ПРОХОДЯЩИЙ ЧЕРЕЗ СОЗНАНИЕ»

                                                                                                        Художественное творчество выявляет нам Космос,                     

                                                                                                                      проходящий через сознание живого существа

                                                                                                                                                                                   В. Вернадский

Человека всегда влекло что-то тайное, неведомое. Безграничное пространство Вселенной, Космос — извечная загадка для человека, всегда манящая тайна. В середине XIX века в России возникло своеобразное течение мысли, получившее определение «русского космизма». Космизм (греч.κόσμος — организованный мир, kosma — украшение) — это ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений. Основным принципом философского космизма выступает положение о единстве Макрокосма и Микрокосма — Вселенной и Человека. Вопросы, которые испокон веков волновали русского человека, — это фундаментальные проблемы бытия, происхождения Вселенной (белого света), Солнца, Звезд и Луны. В русском донаучном космизме не сохранилось, к сожалению, целостных космогонических текстов. О космическом мировидении русского народа мы можем судить по данным археологии и этнографии, фольклора и языкознания.
          Фольклор как закодированная в устойчивых образах и сюжетах родовая коллективная память народа дает сотни и тысячи образцов космичного отношения к Миру. Так, в величальных песнях во время одного из самых архаичных ритуалов — колядования (остатки древних празднеств в честь языческого Солнцебога Колы-Коляды) хозяин именуется Красным Солнышком, хозяйка — Светлой Луной (Месяцем), а их дети — частыми звездочками. Тем самым вся семья и дом, где она живет, как бы уподобляются части Вселенной. В народных заговорах содержатся обращения к высшим космическим силам, дневному и ночным светилам, утренней и вечерней зорям, а произносивший магическое заклинание объявлял себя облаченным в небесный свет и «обтыченным» частыми звездами.

В древнерусском мировоззрении существовал целый пантеон богов (многие из них являлись общеславянскими), с именами которых связывался сам Космос, его устройство и происхождение. Главным божеством и родоначальником древнерусских и древнеславянских богов был Род — бог Вселенной, прародитель мира и человека, божество всей природы и плодородия. Он олицетворял Космическую Жизнь до того, как в мире появились Свет и Солнце, Земля и Небо, вода и суша, люди и звери.  Человеческий род ведет свою родословную от верховного божества — Рода. Имя владыки мира было настолько значимым, что по сей день живет в русской речи. Как бог Род породил все живое и неживое во Вселенной и саму Вселенную, так слово «род» породило целую семью однокоренных понятий, имеющих непреходящее значение для русских людей: «родина», «природа», «народ», «род» (семья, племя, династия), «родня», «родичи», «порода», «родник», «родить», «рожать», «урожай».
Все остальные космологические и космогонические представления, легенды, сказания и мифы о боге Ярило, о Берендее пришли значительно позже.

В своих произведениях художники, композиторы, поэты доносят идеи нового космического мышления об одухотворенном Космосе, о Беспредельности, о взаимосвязи человека и Вселенной. В русской поэзии космизм нередко порождал неповторимые образцы: от державинской оды «Бог» до «избяного Космоса» Николая Клюева и Сергея Есенина. Вот, например, цитата из оды Державина “Бог”:

О ты пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах божества!

Подробнее мы остановимся на стихотворении М. Ю. Лермонтова «Мой дом», в котором русский космизм проявился в полной мере. На космизм поэта повлияли события раннего детства: смерть матери, разлука с отцом, потом смерть отца. Поэт чувствовал себя бездомным, несмотря на сильную и преданную любовь бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Лермонтов всегда ощущал рядом с собой присутствие высшего мира. Бог, ангелы, демоны — вот существа, с которыми сроднилось его поэтическое воображение так же, как с кавказскими горцами. Стихотворение «Мой дом» написано ещё совсем юным поэтом в 1830 или 1831 году. Композиция произведения проста: четыре катрена, четыре предложения, четыре мысли:

1. Мой дом — Вселенная («везде, где есть небесный свод».

2. Мой дом — огромен («До самых звёзд он кровлей достаёт»).

3. В моём доме «Есть чувство правды в сердце человека».

4. Мой дом построен «для чувства этого» всемогущим и прекрасным, где осуждён я страдать и «в нём лишь буду я спокоен». 

Элегическому звучанию стихотворения как нельзя лучше соответствует альтернанс пятистопного и четырёхстопного ямба с чередованием мужских и женских рифм. О боли, которую испытывает лирический герой, напоминают нам ритмические сбои: спондеи, которые присутствуют в каждой строфе, а в первой — их три (мОй дОм; всЁ, в чЁм Есть Искра). Ритмический рисунок стихотворения богат: 8 видов пятистопного ямба и 3 вида четырёхстопного ямба. Озаглавив стихотворение «Мой дом», изображая свой дом «космическим», гиперболизируя его, Лермонтов даёт нам понять, насколько его лирический герой одинок, насколько велика его тяга к маленькому дому, насколько ему не хватает родительского тепла. В этом стихотворении мы видим взаимоотношения лирического героя и Космоса. Космос — это все, что его окружает, что можно измерить «не взором, но душой». Для одинокого лирического героя космический дом становится родным. Стихотворение «Мой дом» — философская элегия, поэтическая формула мировосприятия, характерная для всего творчества М. Ю. Лермонтова (1814 — 1841).

 

АЛИНА МАЛАХОВА

«ВРАТА В БУДУЩЕЕ»

Пред нами тайны обнажатся,

Возблещут дальние миры…

 А. Блок

Николай Рерих в статье «Творящая мысль» писал: «Во всех сказках мы слышим о закрытых вратах, о скрытых Сокровищах, которые могут быть открыты лишь чудесным сужденным ключом». Что же это за ключ? Рерих — художник, мыслитель, Наставник — предлагает очистить сердце от гнева и раздражения, которые губительны для человека. И тогда, говорит он, «вы научитесь творить для будущего человечества и, проснувшись, в радости увидите в руках ваших чудесный ключ от Врат Сокровенных».

Во все времена мысль человека, особенно творческого, устремлялась в Будущее. Художники, композиторы, поэты, прозаики обращались к Космосу и звёздам за советом и вдохновением. По мнению Алексея Константиновича Толстого, источник вдохновения в самобытном мире вечных идей и первообразов. В одном из стихотворений он пишет: 
      Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! 
      Вечно носились они над землею, незримые оку. 

В этом произведении поэт обращается к теме художника и его творчества, раскрыть которую помогает гекзаметр, стихотворный размер античной (метрической) системы. Гекзаметр влияет на мелодику стиха. Отсюда философское звучание, размышление. А. К. Толстой не делит стихотворение на строфы, что свидетельствует о цельности содержания. Синтаксис произведения экспрессивный: из 10 предложений — 3 восклицательных, 2 вопросительных, 1 заканчивается многоточием.

Используя отрицательную частицу «нет» и вопросительное предложение, Толстой утверждает: «Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса!», «Нет, то не Гёте великого Фауста создал». И Бетховен, «когда находил он свой марш похоронный» разве из себя брал «этот ряд раздирающих сердце аккордов?» И далее продолжает:

Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,

Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.

А. К. Толстой считает, что Творец может и должен быть слеп и глух для внешнего мира:

«О, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем, 
Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен».

Поэт, по мнению А. К. Толстого, должен напрягать слух душевный и душевное зрение. Итогда:
Выйдут из мрака все ярче цвета, осязательной формы, 
Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье,
 
Главное, запомнить это состояние и мимолетное виденье:

Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье, 
И, созидая потом, мимолетное помни виденье! 

О чем же говорит нам поэт? Он говорит, что мысли и вдохновение придут, если слушать не ушами, а внутренним слухом, видеть не глазами, а внутренним зрением, что истинный художник хотя и не волен над своим творчеством, но его роль тоже велика. И передать невидимые формы, неслышимые звуки сможет тот:
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

Проанализировав стихотворение А. К. Толстого, мы можем сделать вывод,что человек, избравший путь художника, не принадлежит себе. Он становится связующим звеном между прошлым и будущим, между Вселенной и читателем, потому что в его руках ключ от Врат Сокровенных, ключ в мир искусства.       

    

 

 

 

Категория: Городской литературный клуб «Светлица» ГУДО "ЦТДМ "Агат" г.Могилева" | Добавил: nleonardo (24.04.2016)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0 |
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz