ЕКАТЕРИНА ВОЛКОВА
«КОСМОС, ПРОХОДЯЩИЙ ЧЕРЕЗ СОЗНАНИЕ»
Художественное творчество выявляет нам Космос,
проходящий через сознание живого существа
В. Вернадский
Человека всегда влекло что-то тайное, неведомое. Безграничное пространство Вселенной, Космос — извечная загадка для человека, всегда манящая тайна. В середине XIX века в России возникло своеобразное течение мысли, получившее определение «русского космизма». Космизм (греч.κόσμος — организованный мир, kosma — украшение) — это ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений. Основным принципом философского космизма выступает положение о единстве Макрокосма и Микрокосма — Вселенной и Человека. Вопросы, которые испокон веков волновали русского человека, — это фундаментальные проблемы бытия, происхождения Вселенной (белого света), Солнца, Звезд и Луны. В русском донаучном космизме не сохранилось, к сожалению, целостных космогонических текстов. О космическом мировидении русского народа мы можем судить по данным археологии и этнографии, фольклора и языкознания.
Фольклор как закодированная в устойчивых образах и сюжетах родовая коллективная память народа дает сотни и тысячи образцов космичного отношения к Миру. Так, в величальных песнях во время одного из самых архаичных ритуалов — колядования (остатки древних празднеств в честь языческого Солнцебога Колы-Коляды) хозяин именуется Красным Солнышком, хозяйка — Светлой Луной (Месяцем), а их дети — частыми звездочками. Тем самым вся семья и дом, где она живет, как бы уподобляются части Вселенной. В народных заговорах содержатся обращения к высшим космическим силам, дневному и ночным светилам, утренней и вечерней зорям, а произносивший магическое заклинание объявлял себя облаченным в небесный свет и «обтыченным» частыми звездами.
В древнерусском мировоззрении существовал целый пантеон богов (многие из них являлись общеславянскими), с именами которых связывался сам Космос, его устройство и происхождение. Главным божеством и родоначальником древнерусских и древнеславянских богов был Род — бог Вселенной, прародитель мира и человека, божество всей природы и плодородия. Он олицетворял Космическую Жизнь до того, как в мире появились Свет и Солнце, Земля и Небо, вода и суша, люди и звери. Человеческий род ведет свою родословную от верховного божества — Рода. Имя владыки мира было настолько значимым, что по сей день живет в русской речи. Как бог Род породил все живое и неживое во Вселенной и саму Вселенную, так слово «род» породило целую семью однокоренных понятий, имеющих непреходящее значение для русских людей: «родина», «природа», «народ», «род» (семья, племя, династия), «родня», «родичи», «порода», «родник», «родить», «рожать», «урожай».
Все остальные космологические и космогонические представления, легенды, сказания и мифы о боге Ярило, о Берендее пришли значительно позже.
В своих произведениях художники, композиторы, поэты доносят идеи нового космического мышления об одухотворенном Космосе, о Беспредельности, о взаимосвязи человека и Вселенной. В русской поэзии космизм нередко порождал неповторимые образцы: от державинской оды «Бог» до «избяного Космоса» Николая Клюева и Сергея Есенина. Вот, например, цитата из оды Державина “Бог”:
О ты пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Подробнее мы остановимся на стихотворении М. Ю. Лермонтова «Мой дом», в котором русский космизм проявился в полной мере. На космизм поэта повлияли события раннего детства: смерть матери, разлука с отцом, потом смерть отца. Поэт чувствовал себя бездомным, несмотря на сильную и преданную любовь бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Лермонтов всегда ощущал рядом с собой присутствие высшего мира. Бог, ангелы, демоны — вот существа, с которыми сроднилось его поэтическое воображение так же, как с кавказскими горцами. Стихотворение «Мой дом» написано ещё совсем юным поэтом в 1830 или 1831 году. Композиция произведения проста: четыре катрена, четыре предложения, четыре мысли:
1. Мой дом — Вселенная («везде, где есть небесный свод».
2. Мой дом — огромен («До самых звёзд он кровлей достаёт»).
3. В моём доме «Есть чувство правды в сердце человека».
4. Мой дом построен «для чувства этого» всемогущим и прекрасным, где осуждён я страдать и «в нём лишь буду я спокоен».
Элегическому звучанию стихотворения как нельзя лучше соответствует альтернанс пятистопного и четырёхстопного ямба с чередованием мужских и женских рифм. О боли, которую испытывает лирический герой, напоминают нам ритмические сбои: спондеи, которые присутствуют в каждой строфе, а в первой — их три (мОй дОм; всЁ, в чЁм Есть Искра). Ритмический рисунок стихотворения богат: 8 видов пятистопного ямба и 3 вида четырёхстопного ямба. Озаглавив стихотворение «Мой дом», изображая свой дом «космическим», гиперболизируя его, Лермонтов даёт нам понять, насколько его лирический герой одинок, насколько велика его тяга к маленькому дому, насколько ему не хватает родительского тепла. В этом стихотворении мы видим взаимоотношения лирического героя и Космоса. Космос — это все, что его окружает, что можно измерить «не взором, но душой». Для одинокого лирического героя космический дом становится родным. Стихотворение «Мой дом» — философская элегия, поэтическая формула мировосприятия, характерная для всего творчества М. Ю. Лермонтова (1814 — 1841).
АЛИНА МАЛАХОВА
«ВРАТА В БУДУЩЕЕ»
Пред нами тайны обнажатся,
Возблещут дальние миры…
А. Блок
Николай Рерих в статье «Творящая мысль» писал: «Во всех сказках мы слышим о закрытых вратах, о скрытых Сокровищах, которые могут быть открыты лишь чудесным сужденным ключом». Что же это за ключ? Рерих — художник, мыслитель, Наставник — предлагает очистить сердце от гнева и раздражения, которые губительны для человека. И тогда, говорит он, «вы научитесь творить для будущего человечества и, проснувшись, в радости увидите в руках ваших чудесный ключ от Врат Сокровенных».
Во все времена мысль человека, особенно творческого, устремлялась в Будущее. Художники, композиторы, поэты, прозаики обращались к Космосу и звёздам за советом и вдохновением. По мнению Алексея Константиновича Толстого, источник вдохновения в самобытном мире вечных идей и первообразов. В одном из стихотворений он пишет:
Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землею, незримые оку.
В этом произведении поэт обращается к теме художника и его творчества, раскрыть которую помогает гекзаметр, стихотворный размер античной (метрической) системы. Гекзаметр влияет на мелодику стиха. Отсюда философское звучание, размышление. А. К. Толстой не делит стихотворение на строфы, что свидетельствует о цельности содержания. Синтаксис произведения экспрессивный: из 10 предложений — 3 восклицательных, 2 вопросительных, 1 заканчивается многоточием.
Используя отрицательную частицу «нет» и вопросительное предложение, Толстой утверждает: «Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса!», «Нет, то не Гёте великого Фауста создал». И Бетховен, «когда находил он свой марш похоронный» разве из себя брал «этот ряд раздирающих сердце аккордов?» И далее продолжает:
Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,
Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.
А. К. Толстой считает, что Творец может и должен быть слеп и глух для внешнего мира:
«О, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем,
Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен».
Поэт, по мнению А. К. Толстого, должен напрягать слух душевный и душевное зрение. Итогда:
Выйдут из мрака все ярче цвета, осязательной формы,
Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье, —
Главное, запомнить это состояние и мимолетное виденье:
Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолетное помни виденье!
О чем же говорит нам поэт? Он говорит, что мысли и вдохновение придут, если слушать не ушами, а внутренним слухом, видеть не глазами, а внутренним зрением, что истинный художник хотя и не волен над своим творчеством, но его роль тоже велика. И передать невидимые формы, неслышимые звуки сможет тот:
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.
Проанализировав стихотворение А. К. Толстого, мы можем сделать вывод,что человек, избравший путь художника, не принадлежит себе. Он становится связующим звеном между прошлым и будущим, между Вселенной и читателем, потому что в его руках ключ от Врат Сокровенных, ключ в мир искусства.
|