Неделя Развития Творческой Силы

Меню сайта
Категории каталога
II Родительские чтения: «Семья – школа любви, культуры и здоровья» [4]
18 апреля 2011. Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова
Статьи о Неделе РТС - 2011 [1]
Литературные работы [0]
Главная » Статьи » Любовь – Творящее Начало Бытия - 2011 » II Родительские чтения: «Семья – школа любви, культуры и здоровья»

СТЕРЕОТИПЫ РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЕЙ


 

Е.Н. Климова, ст.преподаватель

МГУ им.А.А. Кулешова

(г.Могилев)

 

«Все мы живем во власти стереотипов.

И тем интереснее, когда жизнь дает

 нам возможность их разрушить... »

Стефани Майер

 

Человек не живет изолированно от других. Он включен в разветвленную систему связей и взаимоотношений с социумом. Социальными институтами для индивида являются семья, учебное заведение, работа и др. Везде человек сталкивается с людьми, которые обладают определенным опытом, системой знаний и умений, культурой, а также установками и стереотипами, которые личность может перенять и использовать в своей жизни.

Стереотип, по мнению психологов, – это «относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе» [2, с.384].

Стереотипы несут в себе как позитивное, так и негативное содержание. Положительными функциями стереотипа являются следующие:

1)    позволяет быстрее адаптироваться;

2)    ускоряет процесс познания;

3)    является первичным основанием для ориентировки в окружающем.

Отрицательные функции стереотипа:

1)    искажает информацию;

2)    сдерживает проявление и развитие индивидуальности;

3)    препятствует развитию творческих способностей;

4)    является барьером в общении между людьми.

 Интересной особенностью стереотипа является то, что он «как бы принуждает людей на осуществление поиска информации, поддерживающей его» [4, с.372]. Вокруг объекта стереотипа создается некое информационное поле, способствующее такой трактовке событий, которую человек хочет (сознательно или бессознательно) получить. Например, пожилая женщина считает, что современная молодежь развращена и вульгарна. На основе такой установки она ищет в наблюдаемом ею поведении молодых людей проявления асоциального поведения. И естественно, находит подтверждения своим ожиданиям. На основе единичных примеров, стереотип о молодых людях поддерживается.

Практически всеми исследователями отмечается, что изменить стереотипы довольно сложно. Важным условием для этого является столкновение на собственном опыте с ситуацией, опровергающей данный стереотип. Однако полностью «ломка» стереотипа и не произойдет. Этот процесс постепенный и напоминает «оттаивание» [4, с.372].

В семейной жизни и в воспитании детей многие также придерживаются определенных стереотипов, которые могут даже передаваться из поколения в поколение. Эти стереотипы могут относиться как к мышлению, так и к поведению родителей.

Наиболее распространенными стереотипами мышления являются:

1.     полярное мышление;

2.     чрезмерное обобщение;

3.     избирательное восприятие;

4.     безосновательные выводы;

5.     категоризация;

6.     необоснованные ожидания [3].

Рассмотрим более подробно каждый из стереотипов.

1. При полярном мышлении люди склонны к преувеличению или преуменьшению значения происходящих событий на свою жизнь. Часто крайние характеристики этого стереотипа свойственны беременным женщинам. Отрицательный полюс – поздняя идентификация беременности, сопровождающаяся чувством досады, соматический компонент либо не выражен вовсе, либо состояние даже лучше, чем до беременности. Этот тип протекания беременности называется «игнорирующий». Женщина как бы говорит себе: «Ну будет у нас ребенок, и будет. Что тут поделаешь! Будем растить». Положительный полюс – «эйфорический» тип протекания беременности, когда женщина чрезмерна рада своему положению, но некритично относится к состоянию здоровья, родовой боли, к уходу за будущим ребенком. Лучшим стилем протекания беременности, свидетельствующим об отсутствии полярного мышления, является «адекватный» стиль, когда происходит идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций, соматические ощущения отличны от состояния «небеременности» и характеризуются положительными эмоциональными переживаниями. 

Полярное мышление вредно. Дело в том, что крайности – это необъективность, которая приводит к ошибочным решениям, неадекватности в поведении и к отрицательным эмоциям. Полярное мышление может проявляться также в оценках своих возможностей как родителя и воспитателя. Максималист предъявляет к себе чрезмерно высокие требования и сурово критикует себя же в случае их неудовлетворения. Данные требования могут образоваться как на основе стандартов и идеалов общества, так и на оценках или требованиях лиц, чьим именем дорожит максималист. Неосуществление планов, основанных на таких завышенных требованиях, приводит к разочарованию в себе, как в родителе. Оценка своих возможностей должна быть адекватной реальным возможностям личности. Если она выше – это приведет к излишней самоуверенности, если ниже – к неуверенности в своих силах, сомнениям, депрессии.

2. Чрезмерное обобщение проявляется в выводах на основании единичного факта, которое распространяется в дальнейшем на все похожие ситуации без разбора. Ребенок упал на улице, заболел – «Я плохая мать!». Такая установка искажает действительность и парализует активность. Чтобы разрушить данный стереотип, необходимо сначала осознать его, а затем замечать в себе, как в матери (в отце) позитивные стороны и хвалить себя.

3. Избирательное (однобокое) восприятие выражается в концентрации внимания на определенных аспектах ситуации, фактах, которые кажутся существенными, и пренебрежением других, кажущихся неважными. Объясняется это склонностью человека отвергать любые утверждения, которые противоречат его убеждениям. «Неправ тот, кто имеет другое мнение», – думают в таких случаях. Родители, придерживающиеся такого стереотипного мышления, часто не разрешают своим детям дружить с некоторыми детьми, считая тех недостойными только на основании определенного факта (плохо одет, из бедной семьи, другой национальности и т.п.). Такие запреты сдерживают развитие личности ребенка, загоняют его в определенные рамки, снижают самооценку, провоцируют повышенную тревожность.

4. Безосновательные выводы строятся на основе недостаточного количества объективной информации. Недостающая информация замещается собственными домыслами и предположениями, не подтвержденными какими-либо аргументами, а выводы объясняются только тем, что «я так думаю» или «мне так кажется», и не более того. Так, мы делаем выводы о поступках других на основе собственных воззрений, предполагая, что они имеют такие же ценности, такие же убеждения, такие же взгляды на мир, такие же потребности, как и мы.

Зачастую в семьях родством объясняются многие поступки детей. Например, «Миша драчун, потому что у него отец – уголовник»; «конечно, Света учится на «отлично», ведь у нее мама – профессор!» и т.п.

5. Категоризация – это «психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т.п.» [2, с.159].

Например, мать узнала, что сына посадили за парту с мальчиком, который учится «неудовлетворительно». Пользуясь выработанным понятием, что «все двоечники – плохие», она первоначально, еще не видя и не общаясь с этим ребенком, охарактеризует его, как драчуна и разгильдяя. Индивидуальность качеств может значительно отличаться от тех, которые входят в ее категорию «двоечник». И только дальнейшее знакомство в процессе общения позволит матери понять, насколько индивидуальные черты могут отличаться от общих, содержащихся в прототипах категории.

6. Ожидания – это компоненты системы регуляции социального поведения, взаимодействия в группах, обществе, обычно неформализованные; система требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Человек готов к восприятию того, что ожидает.

С младенчества влияющий на нас социум играет значительную роль в формировании нашей системы ожиданий. Большое влияние на конструкцию ожиданий оказывают чувства. Человек, строя с кем-то отношения, чувствует к нему симпатию, при этом ожидая от него каких-то определённых действий. И наоборот. Когда вы подтверждаете чьи-то ожидания, то к вам начинают испытывать чувства. Связь эта нераздельна. Сама концепция ожиданий заключает в себе общение между людьми и их реакцию. Достаточно изучив сущность человека, можно предугадывать его поступки в тех или иных ситуациях.

Ожидания приводят к двум видам эмоций: 1) если человек ожидает событий, оцениваемых им положительно, то возникает надежда; 2) если отрицательно, то разочарование, возмущение, безнадежность, отчаяние.

Обман ожиданием возникает при необоснованном завышении вероятности того, что конкретная личность выполнит то, чего мы от нее ждем. Каждый родитель надеется, что его ребенок станет умным, богатым, известным, выдающимся человеком. Если ребенок не оправдывает его ожидания, то разочаровывает взрослого. Если же разобраться, это поведение есть ни что иное, как манипуляция, т.е. стремление управлять жизнью другого человека. Естественно, что это сдерживает развитие индивидуальности ребенка, препятствует общению и установлению полноценного контакта с ним.

Стереотипы в родительском поведении были выделены Г.С. Абрамовой и названы ею «ловушками» [1], т.к. данные особенности не позволяют родителям двигаться вперед, развиваться. Родители как бы замкнуты в своем представлении, изолированы от жизни. К «ловушкам» относят следующие:

·                   «Ловушка простой цели» – отказ от осознания  экзистенциальной  цели  в  родительской роли («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).

·                   «Ловушка ожидаемого долженствования» («Я тебе отец, поэтому ты  должен  меня любить и уважать»).

·                   «Ловушка нормальности», или «Все  как  у  людей» – отказ  от  понимания  и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.

·                   «Ловушка правоты силы»,  или  «Против  лома  нет  приема»  – ориентация  на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.

·                   «Ловушка возраста» («Я еще молодой,  погулять  хочется»,  «Он  еще  ребенок, пусть с ним возится мама»).

·                   «Ловушка подарка»  («Я  ему  все  покупаю,  что  захочет»)    игнорирование личностного общения.

·                   «Ловушка  превосходства  пола»    отказ  от  других,  отличных  от  мужских (женских) способов решения жизненных задач.

·                   «Ловушка социальной ценности пола» («Меня любая  подберет»,  «Мужчина  везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.

·                   «Ловушка ревности к детям» (присуща мужчинам) – нежелание считаться с тем, что  жена  принадлежит  детям,  старикам  и  вообще  другим людям.

Таким образом, стереотипы в жизни людей помогают им быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, однако препятствуют развитию личности, творчеству и затрудняют процесс коммуникации. Родительские стереотипы сдерживают личностное развитие самого родителя и его ребенка. Первым шагом к преодолению стереотипных форм мышления и поведения является их выявление и осознание. Сам же процесс «ломки стереотипов» довольно долгий и медленный, однако необходим, т.к. позволит человеку принять себя самого и собственного ребенка таким, каков он есть на самом деле.

 

Литература:

 

1.           Абрамова, Г.С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми. / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2003. – 224 с.

2.           Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко. – 2-е изд., расшир., испр. и доп. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. – 512 с.

3.           Кузнецов, В.В. Стереотипы мышления и методы избавления от них. / В.В. Кузнецов. //  Центр дистанционного образования «Элитариум» [Электронный ресурс]. – СПб., 2007. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/04/01/stereotipy_myshlenija.html – Дата доступа: 10.04.2011.

4.           Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учебн.пос. для ВУЗов. / В.А. Янчук. – Мн.: АСАР, 2005. – 768 с.

Категория: II Родительские чтения: «Семья – школа любви, культуры и здоровья» | Добавил: nleonardo (24.04.2011)
Просмотров: 2417 | Рейтинг: 0.0/0 |
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz