Когда
мы мыслим о Человеке, идеале человеческого образа, мы обращаемся к наиболее
достойным представителям рода человеческого, чтобы составить собирательно и
обобщенно портрет того идеального взрослого, к которому и должны быть
направлены все воспитательно-педагогические усилия семьи, школы, общества в целом
и каждого сознательного человека в частности. Прежде всего это будет благородный
человек с богатым и красивым внутренним миром. А такой внутренний мир возможен
лишь при наличии любви к духовному идеалу и веры в высшее предназначение человека,
ведущие к утверждению в жизни гуманистических ценностей и этических законов. Эти
любовь и вера и являются внутренним стержнем человека и главной целью
воспитания.
Как
в своей земной жизни беспомощный младенец, опекаемый родительской любовью, вырастает
во «всемогущего» взрослого, так растет, вызревает, раскрывается в своих
духовных возможностях человек на путях истории и эволюции, устремляемый Высшим
Началом к более совершенному состоянию. Этот процесс в жизни взрослого в случае
пробуждения его осознанности и
устремления к духовному идеалу дает ему путь восхождения от обыденного сознания «маленького» человека к
Человеку с большой буквы и даже - к Великому Человеку. И это духовное
возрастание взрослого, как и взросление ребенка
есть проявление одного и того же эволюционного закона совершенствования
всего живого.
Прогрессивные
мыслители и философы утверждают, что на современном этапе развития человечества
приоритет перешел к эволюции духовной. Актуально не столько совершенствование
телесных форм и даже не столько прирост интеллекта, сколько духовный рост и
душевное утончение. Только это дает человеку осознанное отношение к своему
пребыванию в мире, к задачам жизни на планете и ведет к общечеловеческому
благу. Духовное совершенствование как суть культурного развития человека
совпадает с вектором эволюции. А в наше время, когда сама жизнь на Земле под
угрозой, особенно остро встает необходимость в развитии духовно-нравственных
качеств, в росте этического и культурного уровня человечества, ибо все наши
кризисы вытекают из внутреннего кризиса человека, не разрешаемого мощью
эгоистичного интеллекта. Гибельные тенденции (рост алкоголизма, наркомании,
преступности, числа самоубийств, нервно-психических заболеваний среди детей и населения в целом, как и числа
сирот при живых родителях) опережают благие намерения социальной политики,
успехи экономики, достижения науки,
развитие медицинской техники, а также педагогических инноваций и технологий.
Все материальные рычаги бессильны исцелить духовные язвы. Эпидемия СПИДа лишь
бледное отражение эпидемии безнравственности и духовного иммунодефицита. Но
многих ли заботит духовный иммунитет? Здесь же и корни демографических проблем,
которых не разрешить только материальным стимулированием населения. Войны,
техногенные катастрофы, экологические бедствия дополняют картину мира, в
которой технократическая цивилизация не в ладу с культурой, человеческий ум с
сердцем, а мировая жизнь со здравым смыслом. Давно сказано великим писателем и
провидцем Н.В. Гоголем: «Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная
скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть
сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет
в порядок и земное гражданство» [1].
Человек,
сознание которого ограничивает себя только «землей» в ее примитивном,
бездуховном смысле: потребностями тела, влечениями самости и чувственности,
интересами «здесь и сейчас» - лишает себя Неба, а без него, как без воздуха, задыхается
сам и губит свои порождения. В потере человеком духовной составляющей жизни,
или внутреннего Неба, и Культуры как пути как к нему заключены корни многих социальных
бед, являющихся результатом подмены этого Неба суррогатами. Алкогольные
опьянения и наркотические трансы, виртуальные
иллюзии, «кайфы» от диссонансов современной «музыки» и прочие «отрывы»
от земли массово поработили человечество. Об освобождении от земных ограничений
и оков, к которому всегда стремился дух человеческий, здесь говорить не
приходится, вместо восхождения к свободе и человечности мы имеем тенденцию
«расчеловечивания». Тем труднее, необходимее и ответственнее задача родителей и
педагогов. И если даже в растениеводстве существуют понятия окультуривания и
одичания, то тем более человеческая природа, бесконечно более сложная и
эволюционно значимая, нуждается в просвещенном и любовном возделывании для
культурного развития в противовес огрубению, одичанию и вырождению.
Итак,
в истоке социальных проблем, как и мирового панкризиса в целом, - культурно-мировоззренческий
кризис человека. Исцеление мировоззрения - главный путь оздоровления человека,
общества и природной среды. Вот что пишет об этом европейский просветитель А.
Швейцер: «Современный человек по-настоящему еще не ощутил всей тяжести того
обстоятельства, что он живет в условиях неудовлетворительного мировоззрения или
полного отсутствия какого бы то ни было мировоззрения вообще.
Противоестественность и опасность этого положения в первую очередь должна быть
доведена до его сознания, подобно тому, как человеку, страдающему нарушением чувствительности
нервной системы, надлежит разъяснить, что его жизнеспособность под угрозой,
хотя он сам и не ощущает этого. Точно так же мы должны побудить наших
современников к элементарному раздумью над тем, что такое человек в мире и как
он намерен распорядиться своей жизнью. Лишь в том случае, если они вновь
проникнутся сознанием необходимости сообщить своему бытию смысл и ценность и
таким путем возбудят в себе внутреннюю жгучую потребность в удовлетворительном
мировоззрении, будут созданы предпосылки духовного подъема, который вновь вернет
нас к культуре. …Культура - совокупность прогресса человека и человечества во
всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному
совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов» [2].
Для
выхода из кризиса необходимо достижение человеком более высокого уровня
сознания, утверждающего приоритет Общего Блага и идеи Служения Жизни и
Эволюции. К этому ведет целостное мировоззрение, предполагающее гармоничный
союз одухотворенного ума и разумного сердца. Имея Духовный Идеал в качестве маяка
и служа достойной цели, человек способен
восходить в своих этических и духовных качествах, а преодолевая препятствия на
этом пути, возрастает в способности мыслить смелее, свободнее и чище, воспринимать мир шире и глубже. Возрастание
во внутренней культуре будет возрастанием в сердечности и духовности, а значит,
в способности просветленно, чисто и осознанно чувствовать, мыслить и
действовать. В этом процессе и вырабатывается целостное мировоззрение как совокупность научных знаний и внутренних
ценностей, как синтез познавательного и чувственно-этического аспектов. Любовь,
мудрость и сила духа растут и расцветают во внутреннем мире такого человека,
имея опорой постоянно расширяющееся мировоззрение.
От
принятия чужих формул и расхожих штампов пробужденное сознание поднимается к познаванию
человеческой природы, к открытию законов, переживанию истин и созданию новых духовных ценностей. И освещает
этот путь пример тех, кто уже прошел его раньше и стал Идеалом для идущих,
для
тех, кто преодолевает сопротивление внешних сил и внутренних слабостей и
возрастает в глубине мысли, стойкости духа и широте сознания, т.е.
эволюционирует. Для человека с целостным мировоззрением культура
осознается как духовное средоточие бытия и сердце эволюции, оставляя за
понятием цивилизации смысл внешнего обустройства жизни. Здоровье не мыслится
без устремления к Высшему Началу, ведущему к
принятию нравственных законов и осуществлению этики в жизни, что
является важнейшей профилактикой как телесных болезней, так и социальных
проблем.
Прекрасные
примеры таких достижений являют духовные подвижники, выдающиеся мыслители и
творцы отечественной и мировой истории и культуры. Они-то и должны быть ориентирами
на пути человеческого развития. В этом
же русле должны прилагаться все воспитательные усилия и решаться основные
педагогические задачи. Соединяя наши силы с силовыми линиями эволюции и выводя
наши педагогические системы из законов развития целостной Одухотворенной
Природы, мы можем уверенно продвигаться вперед, и наш прогресс будет благом, а
не катастрофой для планеты. Тогда только мы сможем взращивать сознание человека
и его лучшие душевные качества, возводя для этого храм образования на действительно
научной основе, а не на песке наукообразных иллюзий, продуцируемых сухим, самомнительным
рассудком. Прочную опору этому храму может дать лишь более высокая эволюционная
ступень человечности, являемая Человеком с большой буквы, благородным носителем
сердечности и духовности, выразителем истинной Культуры.
По
сути именно такие люди и те, кто следует их примеру, и являются опорой семьи, общества, государства и любого
истинного, а не мнимого прогресса. Только они способны видеть сердцем, обнимать
мыслью Небо и Землю, то есть вмещать духовную и материальную стороны жизни,
парить высоко и с высоты своего сознания прозревать лучшие пути к Общему Благу.
Ими заложены основы целостного одухотворенного взгляда на мир и человека,
которые и должны быть драгоценными камнями фундамента Образования. По мысли
руководителя Международного Центра Гуманной педагогики, академика РАО Ш.А.
Амонашвили, «путь усиления гуманного педагогического мышления в умах и
деятельности сотен тысяч учителей и воспитателей, работников народного
образования, в коллективе каждого образовательного заведения, формирование
этого мышления в умах и сердцах миллионов родителей и есть один из важнейших
путей очеловечивания, облагораживания и духовного возвышения общества» [3]. Великие
гуманисты, классики педагогики, вдохновленные светом Духовности, выдающиеся представители рода
человеческого во всех областях познания
и жизнетворчества, создатели истинных культурных ценностей и являются по
сути Творцами человечности и Духовными Учителями человечества.
Их идеи и творения и составляют мировую
Гуманную педагогику, смысл которой поясняет один из них – К.Д. Ушинский: «…под
именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого,
а не одно формальное развитие» [4].
Решая
задачу духовного развития, необходимо учитывать, что картина мира каждого
человека отражает его ступень самопознания и овладения своей внутренней природой:
телесно-инстинктивной, эмоциональной, ментальной и духовной. Это и определяет
восхождение человека от миропонимания и мироощущения к мировоззрению, как сформировавшейся
этической философии жизни, определяющей восприятия, мышление, поведение и смысл
жизни. Преломление внешних явлений и внутренних устремлений в призме различных
мировосприятий ярко видно на примере отношения человека к любви - основе жизни
и двигателю культуры. Так Е.И. Рерих,
человек уникально развитого сердца и космически расширенного сознания, пишет: «…влечение
и любовь между противоположными Началами должны рассматриваться как проявление
Космического Закона, ибо, истинно, духовно мертв тот, кто лишен этого
божественного огня вдохновения и творчества, вложенного в нас космическим
велением Бытия. К несчастью, до сих пор нет истинного понимания этой мощной основы
космического построения… Материализм нашего века свел любовь на уровень
физиологической функции. Любовь в наше время в лучшем случае понимается как
явление психологическое. Но если бы вновь была осознана космичность любви, то в
ней стали бы искать ее высшего проявления - пробуждения всех высших эмоций и
творческих способностей» [5].
В
человеке как в сложной организации, имеющей духовное и физическое начала со
своими функциями и задачами, энергия любви действует через них в соответствии с
их назначением и природой. Отсюда различают любовь земную, тесно связанную с телесно-материальной
стороной жизни человека, и небесную, восходящую к жизни духа и космическим
горизонтам. Если земная любовь призвана воспроизводить земную жизнь, питать ее,
охранять, растить и обучать всему необходимому для поддержания, укрепления и
расширения биологического и материального существования, то небесная любовь
служит духовному продвижению рода человеческого. Она прозревает сквозь плотную
скорлупу тела и более тонкую оболочку личности зерно духовной индивидуальности
человека, питает его сердечными энергиями и духовными заботами, помогает
прорасти, расцвести и вызреть, щедро обогатив мир дарами светоносного
творчества. Высокая
волна вдохновения Небесной любви - колыбель всех эпох возрождения. И если без земной любви не было бы
земного рождения и земного человечества, то без небесной любви человечество
теряет свой высший смысл и эволюционный путь, вырождается духовно и физически,
уничтожая при этом и среду своего обитания. Как Инь и Ян
восточной философии, земная и небесная любовь необходимы человеку и
человечеству для продолжения жизни и ее продвижения «вперед и выше». Без этого
продвижения иссякает сам смысл и энергия земной жизни, остается лишь ее пустая
оболочка, которую никакой внешний блеск не может спасти от разложения.
Говоря
о земной и небесной любви, необходимо учитывать важную закономерность: как ближний
свет заслоняет дальние звезды, крик заглушает шепот, - так все тонкое и тончайшее исчезает для
восприятия за плотным и грубым. Так и небесная любовь может не проникать в
сознание при огрубении чувств и загрязнении мышления, и человек теряет способность
к восприятию ее благодатных излучений. А его душа летит, как бабочка на свечу,
на костер страстей земной любви, духовно слепой и болезненно деформированной в
отрыве от ее высшего полюса. Потому примат в воспитании ребенка и жизни взрослого должен принадлежать духовному
началу. Для гармоничного развития человека и человеческого рода должна быть осознана
и в жизни утверждена иерархия любви: Дух ведет материю, Небо одухотворяет землю,
любовь небесная направляет, просветляет, облагораживает любовь земную, являясь
ведущей в этой паре противоположных и взаимно необходимых начал. «Любовь богочеловечна,
и лишь тогда она человечна», - определяет эту взаимосвязь выдающийся философ Н.
Бердяев [6]. Потому, когда программы полового воспитания дают перевес физиологической
составляющей над духовной в отношениях между началами, в то время как именно
тонкое и высшее должно выходить в воспитательных задачах на первый план, это
грубо нарушает эволюционный космический закон и ведет к инволюции, разрушительно
влияя на сознание и жизненный путь подрастающего поколения. Когда «забота»
целых организаций взрослых направлена на обеспечение детей и подростков подробной
информацией и всеми средствами для «безопасного» секса, встает вопрос: это
грубое невежество или сознательное вредительство?!
Когда
не иссякают пошлые шоу и конкурсы моделей, «звезд», «королев», тиражируемые СМИ
по всему миру, разжигающие низменные инстинкты и амбиции, разве это та красота,
что спасает мир? Разве не развращает это молодые сознания, устремляя к заведомо
ложным целям, далеко уводящим от путей Истинной Красоты?! Разжигание похоти и
умножение пошлости – преступление против человечества! И если торговля людьми,
женское и детское рабство – бич и позор нашего времени, то истоки этих явлений
лежат во внутреннем рабстве человека у своих необузданных страстей и
патологических зависимостей, а также в невежестве и огрубении сознания, не позволяющих
это видеть.
Рекламная
пропаганда невежественного потребительства, культ бессмысленных наслаждений и
развлечений, широкий посев массовых иллюзий
внешнего успеха и бездуховного счастья ведут общество к духовному
инфантилизму и стимулируют продажно-рабскую психологию, где торговля душой и
телом становятся нормой и даже манящей целью в азарте похоти и наживы. И что мы
зачастую видим в жизни и в том пространстве массовой «культуры», которая все
более вытесняет истинную? Одурманенный ядовитой средой человек, наглухо
закрытый для любви небесной, поставил на пьедестал земную, которая разлагается
без нравственно питающего ее Высшего Начала, и влечет в пропасть своего
ослепленного почитателя...
Проблема
стоит остро: духовное возрождение или вырождение населения планеты. Потому
жизненно важная задача родителей и педагогов - возродить в нашем сознании духовное
начало, в нашей жизни – истинную культуру и в наших отношениях - чистую любовь.
Простое здравомыслие требует, чтобы земная родительская любовь во имя
сохранения, продолжения и улучшения
земной жизни устремила своих детей к
любви небесной, взращивала в них потребность в Духовном Начале, развивала осознание
Высшей Красоты и стремление соединиться с этой Красотой, т.е. самим стать душевно
прекрасными. А сознание, вмещающее небесную любовь, откроет в этом стремлении
высший смысл: спастись, чтобы спасти других, чтобы защитить саму жизнь на
планете.
Забота
о вселенской жизни – мудрость небесной, космической любви. Она - солнечный
фокус культуры, путеводная звезда нашего
восхождения к духовности и человечности. Как помочь проявиться этой звезде на
небосклоне семейной и школьной жизни? Как устремить взоры ребенка к ней? Как
пробудить к зоркости его сердце, которое одно только и способно воспринять свет
небесной любви? В древней заповеди сказано врачу: «Исцелись сам!», так же может
быть заповедано родителю и учителю: «Устремись, прозрей и окрылись!».
Что
же делать воспитателям и педагогам, не имеющим духовно-этического идеала? Устремиться
на поиски или уйти из педагогики. А что делать родителям? У них выбора нет, если они хотят быть не
только биологическими предками, а созидателями благородного Человека. Их путь –
продвигаться к собственному росту в направлении красоты и благородства, к достижению
избранного Образа, т.к. они – первые и самые значимые образцы человечности для
своих детей. Сердечное устремление и терпеливый осознанный труд по достижению
идеала незримо, но реально будет преображать человека и атмосферу вокруг него, а затем и окружающую
жизнь, вовлекаемую в магнетический поток устремления к Духовному Фокусу.
Что возжигает, питает и поддерживает огонь
этого устремления? Все то, в чем может быть замечено проявление божественной
красоты Природы, Ее мудрости в великом и малом. А также то, что является
зеркалом этой божественности – сокровища мировой Культуры, хранящие небесный
огонь Любви, Красоты и Знания во всех сферах познания и творчества
человеческого гения: в науках, искусствах, религиях, этических философиях.
В
жизнь младенца Культура входит прежде всего через ауры ближайших к нему людей.
Все энергии чувств, мыслей и устремлений человека – их гармоничность, чистота,
глубина, возвышенность, утонченность - определяют качество его излучений и
характер его взаимоотношений с другими людьми. В первую очередь от сердечных
энергий матери и отца зависит качество духовного питания ребенка. Энергии, связующие
родителей друг с другом, также подсознательно усваиваются и запечатлеваются
ребенком. И благо ему, если духовное чувство связывает его родителей и
присутствует в их отношениях. Это духовное чувство помимо забот о земном гнезде
помогает им открывать Свет друг в друге, устремляет осознать свое
предназначение в мире, чтобы выразить свою неповторимую сущность в духовных порождениях,
внести свою лепту в сокровищницу Общечеловеческого Блага, в продвижение жизни
«вперед и выше».
И
эта внутренняя, глубинная жизнь семьи формирует атмосферу, окружающую ребенка,
и проявляется во всем домашнем обиходе. Все пространство дома с его жизнью,
убранством, образами, красками, запахами, звуками - незримо напитывает душу и
тело ребенка и может способствовать благодатному развитию его духовных качеств
и его физическому здоровью или напротив - препятствовать им - при отсутствии семейной
Культуры. В раннем детстве Культура приходит к ребенку со сказками и песнями, а
позже – с легендами, притчами, народными сказаниями, в которых дышит Родительская
Мудрость Небесной Любви.
Красота
живописи и музыки, классика детского и юношеского кинематографа также могут
быть лучшими помощниками в воспитании. Конечно, книги: сколько поэм сложено о
Небесной Любви, сколько вдохновенных подвигов запечатлено на страницах мировой
литературы! Сколько героических жизней, устремленных Ее Огнем, вошло в мировую
историю! Немало примеров духовной красоты проходит и в жизни современности.
Приоткрыть
эти сокровища общечеловеческой жизни и культуры ребенку может бережно и
благоговейно мудрый взрослый: родитель, учитель, воспитатель, любой человек,
независимо от профессии и семейного положения, слышащий Родительский Зов
Небесной Любви и отвечающий на него своей ответственностью за детей Земли и будущее
планеты.
1.
Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. XIII, с. 443.
2.
Альберт Швейцер. Культура и Этика. – М.: Прогресс, 1973. Ч.2 гл. I.
3.
Амонашвили Ш.А. Антология вечно восходящей Истины // Антология гуманной
педагогики.
- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – С.14.
4.
Творчество Жизни. - Могилев: УПКП «МОУТ», 2010. С. 89.
5.
Письма Елены Рерих, т. I, с. 325-326. Минск,1992.
6.
Творчество Жизни. - Могилев: УПКП «МОУТ», 2010. С. 237
|