Неделя Развития Творческой Силы

Меню сайта
Категории каталога
II Родительские чтения: «Семья – школа любви, культуры и здоровья» [4]
18 апреля 2011. Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова
Статьи о Неделе РТС - 2011 [1]
Литературные работы [0]
Главная » Статьи » Любовь – Творящее Начало Бытия - 2011 » II Родительские чтения: «Семья – школа любви, культуры и здоровья»

О восхождении к человечности и культуре

Когда мы мыслим о Человеке, идеале человеческого образа, мы обращаемся к наиболее достойным представителям рода человеческого, чтобы составить собирательно и обобщенно портрет того идеального взрослого, к которому и должны быть направлены все воспитательно-педагогические усилия семьи, школы, общества в целом и каждого сознательного человека в частности. Прежде всего это будет благородный человек с богатым и красивым внутренним миром. А такой внутренний мир возможен лишь при наличии любви к духовному идеалу и веры в высшее предназначение человека, ведущие к утверждению в жизни гуманистических ценностей и этических законов. Эти любовь и вера и являются внутренним стержнем человека и главной целью воспитания.

Как в своей земной жизни беспомощный младенец, опекаемый родительской любовью, вырастает во «всемогущего» взрослого, так растет, вызревает, раскрывается в своих духовных возможностях человек на путях истории и эволюции, устремляемый Высшим Началом к более совершенному состоянию. Этот процесс в жизни взрослого в случае пробуждения  его осознанности и устремления к духовному идеалу дает ему путь восхождения от  обыденного сознания «маленького» человека к Человеку с большой буквы и даже - к Великому Человеку. И это духовное возрастание взрослого, как и взросление ребенка  есть проявление одного и того же эволюционного закона совершенствования всего живого.

Прогрессивные мыслители и философы утверждают, что на современном этапе развития человечества приоритет перешел к эволюции духовной. Актуально не столько совершенствование телесных форм и даже не столько прирост интеллекта, сколько духовный рост и душевное утончение. Только это дает человеку осознанное отношение к своему пребыванию в мире, к задачам жизни на планете и ведет к общечеловеческому благу. Духовное совершенствование как суть культурного развития человека совпадает с вектором эволюции. А в наше время, когда сама жизнь на Земле под угрозой, особенно остро встает необходимость в развитии духовно-нравственных качеств, в росте этического и культурного уровня человечества, ибо все наши кризисы вытекают из внутреннего кризиса человека, не разрешаемого мощью эгоистичного интеллекта. Гибельные тенденции (рост алкоголизма, наркомании, преступности, числа самоубийств, нервно-психических заболеваний  среди детей и населения в целом, как и числа сирот при живых родителях) опережают благие намерения социальной политики, успехи экономики, достижения  науки, развитие медицинской техники, а также педагогических инноваций и технологий. Все материальные рычаги бессильны исцелить духовные язвы. Эпидемия СПИДа лишь бледное отражение эпидемии безнравственности и духовного иммунодефицита. Но многих ли заботит духовный иммунитет? Здесь же и корни демографических проблем, которых не разрешить только материальным стимулированием населения. Войны, техногенные катастрофы, экологические бедствия дополняют картину мира, в которой технократическая цивилизация не в ладу с культурой, человеческий ум с сердцем, а мировая жизнь со здравым смыслом. Давно сказано великим писателем и провидцем Н.В. Гоголем: «Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство» [1].

Человек, сознание которого ограничивает себя только «землей» в ее примитивном, бездуховном смысле: потребностями тела, влечениями самости и чувственности, интересами «здесь и сейчас» - лишает себя Неба, а без него, как без воздуха, задыхается сам и губит свои порождения. В потере человеком духовной составляющей жизни, или внутреннего Неба, и Культуры как пути как к нему заключены корни многих социальных бед, являющихся результатом подмены этого Неба суррогатами. Алкогольные опьянения и наркотические трансы, виртуальные  иллюзии, «кайфы» от диссонансов современной «музыки» и прочие «отрывы» от земли массово поработили человечество. Об освобождении от земных ограничений и оков, к которому всегда стремился дух человеческий, здесь говорить не приходится, вместо восхождения к свободе и человечности мы имеем тенденцию «расчеловечивания». Тем труднее, необходимее и ответственнее задача родителей и педагогов. И если даже в растениеводстве существуют понятия окультуривания и одичания, то тем более человеческая природа, бесконечно более сложная и эволюционно значимая, нуждается в просвещенном и любовном возделывании для культурного развития в противовес огрубению, одичанию и вырождению.

Итак, в истоке социальных проблем, как и мирового панкризиса в целом, - культурно-мировоззренческий кризис человека. Исцеление мировоззрения - главный путь оздоровления человека, общества и природной среды. Вот что пишет об этом европейский просветитель А. Швейцер: «Современный человек по-настоящему еще не ощутил всей тяжести того обстоятельства, что он живет в условиях неудовлетворительного мировоззрения или полного отсутствия какого бы то ни было мировоззрения вообще. Противоестественность и опасность этого положения в первую очередь должна быть доведена до его сознания, подобно тому, как человеку, страдающему нарушением чувствительности нервной системы, надлежит разъяснить, что его жизнеспособность под угрозой, хотя он сам и не ощущает этого. Точно так же мы должны побудить наших современников к элементарному раздумью над тем, что такое человек в мире и как он намерен распорядиться своей жизнью. Лишь в том случае, если они вновь проникнутся сознанием необходимости сообщить своему бытию смысл и ценность и таким путем возбудят в себе внутреннюю жгучую потребность в удовлетворительном мировоззрении, будут созданы предпосылки духовного подъема, который вновь вернет нас к культуре. …Культура - совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов» [2].

Для выхода из кризиса необходимо достижение человеком более высокого уровня сознания, утверждающего приоритет Общего Блага и идеи Служения Жизни и Эволюции. К этому ведет целостное мировоззрение, предполагающее гармоничный союз одухотворенного ума и разумного сердца. Имея Духовный Идеал в качестве маяка и служа достойной цели,  человек способен восходить в своих этических и духовных качествах, а преодолевая препятствия на этом пути, возрастает в способности мыслить смелее, свободнее и чище,  воспринимать мир шире и глубже. Возрастание во внутренней культуре будет возрастанием в сердечности и духовности, а значит, в способности просветленно, чисто и осознанно чувствовать, мыслить и действовать. В этом процессе и вырабатывается целостное мировоззрение  как совокупность научных знаний и внутренних ценностей, как синтез познавательного и чувственно-этического аспектов. Любовь, мудрость и сила духа растут и расцветают во внутреннем мире такого человека, имея опорой постоянно расширяющееся мировоззрение.

От принятия чужих формул и расхожих штампов пробужденное сознание поднимается к познаванию человеческой природы, к открытию законов, переживанию истин и  созданию новых духовных ценностей. И освещает этот путь пример тех, кто уже прошел его раньше и стал Идеалом для идущих, для тех, кто преодолевает сопротивление внешних сил и внутренних слабостей и возрастает в глубине мысли, стойкости духа и широте сознания, т.е. эволюционирует. Для человека с целостным мировоззрением культура осознается как духовное средоточие бытия и сердце эволюции, оставляя за понятием цивилизации смысл внешнего обустройства жизни. Здоровье не мыслится без устремления к Высшему Началу, ведущему к  принятию нравственных законов и осуществлению этики в жизни, что является важнейшей профилактикой как телесных болезней, так и социальных проблем.

Прекрасные примеры таких достижений являют духовные подвижники, выдающиеся мыслители и творцы отечественной и мировой истории и культуры. Они-то и должны быть ориентирами на пути человеческого развития.  В этом же русле должны прилагаться все воспитательные усилия и решаться основные педагогические задачи. Соединяя наши силы с силовыми линиями эволюции и выводя наши педагогические системы из законов развития целостной Одухотворенной Природы, мы можем уверенно продвигаться вперед, и наш прогресс будет благом, а не катастрофой для планеты. Тогда только мы сможем взращивать сознание человека и его лучшие душевные качества, возводя для этого храм образования на действительно научной основе, а не на песке наукообразных иллюзий, продуцируемых сухим, самомнительным рассудком. Прочную опору этому храму может дать лишь более высокая эволюционная ступень человечности, являемая Человеком с большой буквы, благородным носителем сердечности и духовности, выразителем истинной Культуры.

По сути именно такие люди и те, кто следует их примеру, и являются  опорой семьи, общества, государства и любого истинного, а не мнимого прогресса. Только они способны видеть сердцем, обнимать мыслью Небо и Землю, то есть вмещать духовную и материальную стороны жизни, парить высоко и с высоты своего сознания прозревать лучшие пути к Общему Благу. Ими заложены основы целостного одухотворенного взгляда на мир и человека, которые и должны быть драгоценными камнями фундамента Образования. По мысли руководителя Международного Центра Гуманной педагогики, академика РАО Ш.А. Амонашвили, «путь усиления гуманного педагогического мышления в умах и деятельности сотен тысяч учителей и воспитателей, работников народного образования, в коллективе каждого образовательного заведения, формирование этого мышления в умах и сердцах миллионов родителей и есть один из важнейших путей очеловечивания, облагораживания и духовного возвышения общества» [3]. Великие гуманисты, классики педагогики, вдохновленные светом  Духовности, выдающиеся представители рода человеческого во всех  областях познания и жизнетворчества, создатели истинных культурных ценностей и являются по сути  Творцами  человечности и Духовными Учителями человечества. Их идеи и творения и составляют  мировую Гуманную педагогику, смысл которой поясняет один из них – К.Д. Ушинский: «…под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие» [4].  

Решая задачу духовного развития, необходимо учитывать, что картина мира каждого человека отражает его ступень самопознания и овладения своей внутренней природой: телесно-инстинктивной, эмоциональной, ментальной и духовной. Это и определяет восхождение человека от миропонимания и мироощущения к мировоззрению, как сформировавшейся этической философии жизни, определяющей восприятия, мышление, поведение и смысл жизни. Преломление внешних явлений и внутренних устремлений в призме различных мировосприятий ярко видно на примере отношения человека к любви - основе жизни и двигателю культуры. Так Е.И.  Рерих, человек уникально развитого сердца и космически расширенного сознания, пишет: «…влечение и любовь между противоположными Началами должны рассматриваться как проявление Космического Закона, ибо, истинно, духовно мертв тот, кто лишен этого божественного огня вдохновения и творчества, вложенного в нас космическим велением Бытия. К несчастью, до сих пор нет истинного понимания этой мощной основы космического построения… Материализм нашего века свел любовь на уровень физиологической функции. Любовь в наше время в лучшем случае понимается как явление психологическое. Но если бы вновь была осознана космичность любви, то в ней стали бы искать ее высшего проявления - пробуждения всех высших эмоций и творческих способностей» [5].

В человеке как в сложной организации, имеющей духовное и физическое начала со своими функциями и задачами, энергия любви действует через них в соответствии с их назначением и природой. Отсюда различают любовь земную, тесно связанную с телесно-материальной стороной жизни человека, и небесную, восходящую к жизни духа и космическим горизонтам. Если земная любовь призвана воспроизводить земную жизнь, питать ее, охранять, растить и обучать всему необходимому для поддержания, укрепления и расширения биологического и материального существования, то небесная любовь служит духовному продвижению рода человеческого. Она прозревает сквозь плотную скорлупу тела и более тонкую оболочку личности зерно духовной индивидуальности человека, питает его сердечными энергиями и духовными заботами, помогает прорасти, расцвести и вызреть, щедро обогатив мир дарами светоносного творчества. Высокая волна вдохновения Небесной любви - колыбель всех эпох возрождения.  И если без земной любви не было бы земного рождения и земного человечества, то без небесной любви человечество теряет свой высший смысл и эволюционный путь, вырождается духовно и физически, уничтожая при этом и среду своего обитания.  Как Инь и Ян восточной философии, земная и небесная любовь необходимы человеку и человечеству для продолжения жизни и ее продвижения «вперед и выше». Без этого продвижения иссякает сам смысл и энергия земной жизни, остается лишь ее пустая оболочка, которую никакой внешний блеск не может спасти от разложения.

Говоря о земной и небесной любви, необходимо учитывать важную закономерность: как ближний свет заслоняет дальние звезды, крик заглушает шепот,  - так все тонкое и тончайшее исчезает для восприятия за плотным и грубым. Так и небесная любовь может не проникать в сознание при огрубении чувств и загрязнении мышления, и человек теряет способность к восприятию ее благодатных излучений. А его душа летит, как бабочка на свечу, на костер страстей земной любви, духовно слепой и болезненно деформированной в отрыве от ее высшего полюса. Потому примат в воспитании ребенка и  жизни взрослого должен принадлежать духовному началу. Для гармоничного развития человека и человеческого рода должна быть осознана и в жизни утверждена иерархия любви: Дух ведет материю, Небо одухотворяет землю, любовь небесная направляет, просветляет, облагораживает любовь земную, являясь ведущей в этой паре противоположных и взаимно необходимых начал. «Любовь богочеловечна, и лишь тогда она человечна», - определяет эту взаимосвязь выдающийся философ Н. Бердяев [6]. Потому, когда программы полового воспитания дают перевес физиологической составляющей над духовной в отношениях между началами, в то время как именно тонкое и высшее должно выходить в воспитательных задачах на первый план, это грубо нарушает эволюционный космический закон и ведет к инволюции, разрушительно влияя на сознание и жизненный путь подрастающего поколения. Когда «забота» целых организаций взрослых направлена на обеспечение детей и подростков подробной информацией и всеми средствами для «безопасного» секса, встает вопрос: это грубое невежество или сознательное вредительство?!

Когда не иссякают пошлые шоу и конкурсы моделей, «звезд», «королев», тиражируемые СМИ по всему миру, разжигающие низменные инстинкты и амбиции, разве это та красота, что спасает мир? Разве не развращает это молодые сознания, устремляя к заведомо ложным целям, далеко уводящим от путей Истинной Красоты?! Разжигание похоти и умножение пошлости – преступление против человечества! И если торговля людьми, женское и детское рабство – бич и позор нашего времени, то истоки этих явлений лежат во внутреннем рабстве человека у своих необузданных страстей и патологических зависимостей, а также в невежестве и огрубении сознания, не позволяющих это видеть.

Рекламная пропаганда невежественного потребительства, культ бессмысленных наслаждений и развлечений, широкий посев массовых иллюзий  внешнего успеха и бездуховного счастья ведут общество к духовному инфантилизму и стимулируют продажно-рабскую психологию, где торговля душой и телом становятся нормой и даже манящей целью в азарте похоти и наживы. И что мы зачастую видим в жизни и в том пространстве массовой «культуры», которая все более вытесняет истинную? Одурманенный ядовитой средой человек, наглухо закрытый для любви небесной, поставил на пьедестал земную, которая разлагается без нравственно питающего ее Высшего Начала, и влечет в пропасть своего ослепленного почитателя...

Проблема стоит остро: духовное возрождение или вырождение населения планеты. Потому жизненно важная задача родителей и педагогов ­- возродить в нашем сознании духовное начало, в нашей жизни – истинную культуру и в наших отношениях - чистую любовь. Простое здравомыслие требует, чтобы земная родительская любовь во имя сохранения,  продолжения и улучшения земной жизни устремила своих детей  к любви небесной, взращивала в них потребность в Духовном Начале, развивала осознание Высшей Красоты и стремление соединиться с этой Красотой, т.е. самим стать душевно прекрасными. А сознание, вмещающее небесную любовь, откроет в этом стремлении высший смысл: спастись, чтобы спасти других, чтобы защитить саму жизнь на планете.

Забота о вселенской жизни – мудрость небесной, космической любви. Она - солнечный фокус культуры, путеводная звезда  нашего восхождения к духовности и человечности. Как помочь проявиться этой звезде на небосклоне семейной и школьной жизни? Как устремить взоры ребенка к ней? Как пробудить к зоркости его сердце, которое одно только и способно воспринять свет небесной любви? В древней заповеди сказано врачу: «Исцелись сам!», так же может быть заповедано родителю и учителю: «Устремись, прозрей и окрылись!».

Что же делать воспитателям и педагогам, не имеющим духовно-этического идеала? Устремиться на поиски или уйти из педагогики. А что делать родителям?  У них выбора нет, если они хотят быть не только биологическими предками, а созидателями благородного Человека. Их путь – продвигаться к собственному росту в направлении красоты и благородства, к достижению избранного Образа, т.к. они – первые и самые значимые образцы человечности для своих детей. Сердечное устремление и терпеливый осознанный труд по достижению идеала незримо, но реально будет преображать  человека и атмосферу вокруг него, а затем и окружающую жизнь, вовлекаемую в магнетический поток устремления к Духовному Фокусу.

 Что возжигает, питает и поддерживает огонь этого устремления? Все то, в чем может быть замечено проявление божественной красоты Природы, Ее мудрости в великом и малом. А также то, что является зеркалом этой божественности – сокровища мировой Культуры, хранящие небесный огонь Любви, Красоты и Знания во всех сферах познания и творчества человеческого гения: в науках, искусствах, религиях, этических философиях.

В жизнь младенца Культура входит прежде всего через ауры ближайших к нему людей. Все энергии чувств, мыслей и устремлений человека – их гармоничность, чистота, глубина, возвышенность, утонченность - определяют качество его излучений и характер его взаимоотношений с другими людьми. В первую очередь от сердечных энергий матери и отца зависит качество духовного питания ребенка. Энергии, связующие родителей друг с другом, также подсознательно усваиваются и запечатлеваются ребенком. И благо ему, если духовное чувство связывает его родителей и присутствует в их отношениях. Это духовное чувство помимо забот о земном гнезде помогает им открывать Свет друг в друге, устремляет осознать свое предназначение в мире, чтобы выразить свою неповторимую сущность в духовных порождениях, внести свою лепту в сокровищницу Общечеловеческого Блага, в продвижение жизни «вперед и выше».

И эта внутренняя, глубинная жизнь семьи формирует атмосферу, окружающую ребенка, и проявляется во всем домашнем обиходе. Все пространство дома с его жизнью, убранством, образами, красками, запахами, звуками - незримо напитывает душу и тело ребенка и может способствовать благодатному развитию его духовных качеств и его физическому здоровью или напротив - препятствовать им - при отсутствии семейной Культуры. В раннем детстве Культура приходит к ребенку со сказками и песнями, а позже – с легендами, притчами, народными сказаниями, в которых дышит Родительская Мудрость Небесной Любви.

Красота живописи и музыки, классика детского и юношеского кинематографа также могут быть лучшими помощниками в воспитании. Конечно, книги: сколько поэм сложено о Небесной Любви, сколько вдохновенных подвигов запечатлено на страницах мировой литературы! Сколько героических жизней, устремленных Ее Огнем, вошло в мировую историю! Немало примеров духовной красоты проходит и в жизни современности.

Приоткрыть эти сокровища общечеловеческой жизни и культуры ребенку может бережно и благоговейно мудрый взрослый: родитель, учитель, воспитатель, любой человек, независимо от профессии и семейного положения, слышащий Родительский Зов Небесной Любви и отвечающий на него своей ответственностью за детей Земли и будущее планеты.

 

1. Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. XIII, с. 443.

2. Альберт Швейцер. Культура и Этика. – М.: Прогресс, 1973. Ч.2 гл. I.

3. Амонашвили Ш.А. Антология вечно восходящей Истины // Антология гуманной

педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – С.14.

4. Творчество Жизни. - Могилев: УПКП «МОУТ», 2010. С. 89.

5. Письма Елены Рерих, т. I, с. 325-326. Минск,1992.

6. Творчество Жизни. - Могилев: УПКП «МОУТ», 2010. С. 237

Категория: II Родительские чтения: «Семья – школа любви, культуры и здоровья» | Добавил: nleonardo (24.04.2011)
Просмотров: 492 | Рейтинг: 0.0/0 |
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz