Неделя Развития Творческой Силы

Меню сайта
Категории каталога
II Родительские чтения: «Семья – школа любви, культуры и здоровья» [4]
18 апреля 2011. Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова
Статьи о Неделе РТС - 2011 [1]
Литературные работы [0]
Главная » Статьи » Любовь – Творящее Начало Бытия - 2011 » II Родительские чтения: «Семья – школа любви, культуры и здоровья»

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ЛЮБОВЬ. ИХ РОДИТЕЛИ ТОЖЕ!

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ЛЮБОВЬ.

ИХ РОДИТЕЛИ ТОЖЕ!

Е.С. Евдокимова,

руководитель Волгоградского отделения Общероссийской общественной организации «Центр Гуманной педагогики», Рыцарь Гуманной Педагогики, к.п.н., доцент кафедры педагогики, зав. НИЛ проблем образования родителей Волгоградского государственного педагогического университета.

 

«Что есть Любовь?», - обратились мы к родителям, детям и педагогам  с вопросом, и были поражены глубиной и разнообразием их ответов. 

         «Любовь – это чувство, которому удалось раскрыть в нас самое прекрасное, что в нас заложено природой. Переживая настоящую любовь, ты узнаешь в себе новое, что раньше не знал. Во всяком случае, настоящая любовь никогда не может сделать человека хуже, чем он был. Самое чудесное в любви, на мой взгляд, в том, что всегда существует некая недосказанность. Именно это состояние говорит о его божественности» - поделилась своими размышлениями  Татьяна Владимировна П., 36 лет, имеющая 3-летнюю дочь.

«Любовь – это самое главное чувство. По любви к человеку определяется вся жизнь. С помощью любви можно найти маленькую дверцу в будущее. Любовь определяет самое главное в нашей жизни. Самое главное в жизни»,  – написала 9- летняя школьница Анна Ш. 

Но не только как чувство трактуют любовь наши современники. Любовь для  них – это «жизнь», «дар», «свет», «ответственность», «принцип жизни».  Вот лишь несколько определений от взрослых и детей (жителей Волгограда и Волгоградской области):

«Любовь - это Божественный дар человеку, необходимый для самосовершенствования. Это присутствие Бога с человеком, ее испытывающим. Любовь – эмоциональная, природная основа души, сознания, разума. Самопожертвование», - написал мужчина 30 лет, не состоящий в браке;

«Любовь – это красота, понимание, умение воспринимать человека другим. Любить – это значит делать красивее», - написал 9-летний школьник, подписавший свое размышление, как взрослый: «Солодовников Владимир Андреевич, 9 лет, не состою в браке»;

«Любовь – это теплота души,  взаимопонимание душ», - сказал нам в беседе Иван Р., 9 лет;

«Любовь это – вежливость сердца», - ответила Настя О., 6 лет.

«Любовь-это мораль мира», - сообщил  Заур Д., 11лет.

По тому, как дети и взрослые отвечали на вопрос «Что есть любовь и как мудро любить другого человека?» мы все больше убеждались в том, как важно Ребенку и Родителю быть любимыми, хорошими, способными! И не случайно, поскольку именно эти базовые устремления (как утверждают исследователи, и не только они) обеспечивают целостное, устойчивое  развитие Человека.

         Что мы наблюдаем в реальности? К сожалению, вместо любви нередко учителя «дарят» семье ненависть, хамство! Вместо того, чтобы хвалить, поощрять, поддерживать педагоги критикуют! Вместо того чтобы развивать способности, воспитатели, учителя, классные руководители поучают.  И это происходит на родительских собраниях, лекциях….  Вместо того, чтобы взаимодействовать, педагоги воздействуют на родителей, выбираю тактику манипулирования! Отказывая в стремлении быть любимыми, хорошими, способными мы препятствуем возникновению и развитию более сложных, духовных потребностей: к саморазвитию, самосовершенствованию!

На протяжении многих лет учреждениями образования (в т.ч. профессиональными) транслировался и продолжает транслироваться один и тот же образ «работы» детского сада (школы) с родителями, который можно обнаружить как в мыслях, так и в высказываниях педагогов: «Я владею педагогической культурой, а вы нет!!! Я знаю и имею право просвещать. Вы не имеете этого права и достаточных оснований! Я могу Вас привлечь к  совместной деятельности, но только в тех формах и в то время, когда мне это будет удобно… Я сам все спроектирую и спланирую за Вас, Вам только нужно все в точности исполнить. Я все о Вас узнаю посредством диагностических методик, но не позволю Вам узнать меня…». 

К сожалению, обвиняя родителей в «бескультурном» отношении к детству и процессу его воспитания, делая все возможное для формирования педагогической культуры родителей, педагоги редко задумываются над тем, что культура воспитания едина для всех воспитывающих взрослых, поскольку в ее создании трудилось и трудится не одно поколение (Смею заметить не только профессиональных педагогов!). Культура воспитания – это источник, который открыт каждому, кто пожелает из него испить, а не только тому, у кого есть диплом о педагогическом образовании.  

Организуя собрания, лекции родительского университета в монологических формах, и наблюдая из года в год слабую активность родителей, а иногда и отторжение, большинство педагогов не осознает, что культура работы с родителями мало продуктивна, в т.ч  из-за того, что в ней отсутствует любовь и понимание.

Полагаю, не единожды Вы становились свидетелями следующего диалога между педагогом и родителем:

П: Мы Вас ждали на родительское собрание. Почему Вы не пришли?!

Р. Я не могла прийти, у меня возникли сложности на работе…..

П: Как всегда у Вас одни отговорки. Позвольте. Это что мне нужно?! Нет, это Вам нужно! Он Ваш сын, а не мой… А Вам, почему-то безразлично его развитие, низкие оценки по предметам. 

Почему возникают данные ситуации? Позволю предположить, что причиной сохраняющихся непродуктивных, разрушительных отношений выступают стереотипы сознания и поведения (привычки смотреть через призму критики). Для того, чтобы обнаружить связь этой причины и следствия, педагогам нужно перейти на другую ступеньку развития, где ориентирами выступают не воздействие на семью, а взаимодействие, не насилие, а любовь!

На этом более высоком уровне развития сознания осознается ценность взаимозависимости, дополняемости, совместных усилий семьи и детского сада (школы) в достижении цели – воспитания Благородного Гражданина; особую актуальность приобретают взаимозависимые и взаимоответственные  отношения - индикатор освоения культуры взаимодействия с семьей.

Культурными формами взаимодействия выступают: со-единение,  со-весть, со-знание, со-гласие, со-причастие, со-ответствие, со-мнение, со-творчество, со-зидание, со-звучие, со-зерцание, со-трудничество, со-переживание, со-чувствие, со-дружество, со-радость, со-жаление. А организационными формами взаимодействия могут быть: семейные клубы, ассамблеи, воскресные семейные объединения, семейный театр и мн. другое.

Как дети, так и их родители нуждаются в педагогах, владеющих иными, более совершенными способами взаимодействия; в педагогах,  желающих протянуть руку помощи, готовых к созиданию ШКОЛЫ ЖИЗНИ не только для детей, но и для воспитывающих взрослых, на уроках которой родители и педагоги (также, как их дети на уроках математики, письменно-речевой деятельности) будут думать о миссии родителя, ребенка; о родительской любви и сердечности, об ответственности за слова, которые мы говорим друг другу; о постижении красоты; о бережном отношении к миру; о самопознании, самовоспитании и самосовершенствовании. Школа Жизни в этом контексте для нас мыслится, как СО-БЫТИЕ, где каждый имеет право на любовь, уважение и понимание.

Педагоги-практики и педагоги-исследователи, стремящиеся качественно изменить отношения с семьей, сегодня бесспорно есть в каждом регионе, городе, селе, хотя ресурсы, необходимые для реализации гуманно-личностного подхода к развитию взаимодействия  участников образования у них могут быть разные. 

Воспитатель (учитель) может качественно изменить взаимодействие с семьями воспитанников (обучающихся), только в пределах группы детского сада, класса. Это немало, если говорить о судьбе 20-25 детей, для которых будут созданы более комфортные условия личностного развития. Однако,  повлиять на систему взаимодействия с семьей в пространстве детского сада, школы ему будет очень сложно, а иной раз практически невозможно (особенно тогда, когда наблюдается сильное противостояние со стороны руководства образовательного учреждения). И что тогда? Что может сделать воспитатель (учитель), если он один стремится к изменениям?  Как показывают наши многолетние наблюдения, выходов из этой ситуации несколько: самый простой – перейти в другое образовательное учреждение, сотрудники которого реализуют принципы гуманизации образования, природосообразности, взаимодействия воспитывающих взрослых и их развития; второй выход -  включаться в сетевое взаимодействие с коллегами др. образовательных учреждений, осознающими ценность взаимодействия и  продвигающими идею развития культуры взаимодействия с семьей на уровне района, города, области; третий вариант - развиваться и совершенствовать себя, чтобы, переходя на другой уровень профессионально-личностного развития, участвовать в созидании и расширении пространства любви, помогая своим коллегам восходить к ценностям культуры взаимодействия.

Если мы рассмотрим возможности других специалистов ОУ, занимающих более высокий по должности уровень управления процессами в образовании, то обнаружим соответственно иное, более широкое поле влияния на качество взаимодействия с семьей! Например, руководителю, осознающему ценность совместных усилий семьи и образовательного учреждения в воспитании Благородного Гражданина, а также обладающему властью, данной ему в соответствии с занимаемой должностью, значительно легче руководить процессом перехода с более низкого на более высокий уровень качества взаимодействия с семьей! Бесспорно, при условии, если  руководитель совершенствует, образовывает себя и помогает развиваться и совершенствоваться своим коллегам. Замечательно (похвально), если такой руководитель не только позволяет воспитателям, учителям участвовать в конференциях, семинарах, курсах, но и участвует в этом сам, обучается вместе с коллективом. Это придает больший эффект обучению. Во-первых, потому, что коллектив наблюдает позицию руководителя не «над», а «вместе» с коллективом, его стремление к изменениям; во-вторых, руководитель в естественных условиях способен обнаружить проблемные поля как коллектива в целом, так и отдельных специалистов, в преодолении которых он сможет организовать необходимую поддержку.

Переход от культуры работы с родителями к  культуре взаимодействия, обозначившийся на рубеже XX-XXI  вв. и получающей все большее признание, идет не так быстро, как того желают  родители и педагоги. Очень трудно отказаться от ставших привычными способов мыследеятельности, определяющих наши поступки. (Это можно наблюдать на примере «застревания» редакторов издательств на прежних названиях книг. Например, «Методика работы детского сада с родителями»).

Как уйти от этих способов и освоить новые, уважающие достоинство каждого участника образовательного процесса? Для того, чтобы  это сделать, во-первых, необходимо большое желание измениться, во-вторых, нужен Другой Человек, который может показать Вам то, что Вы не видите сами,  Ваши «слепые пятна». Например, что если педагог думает о родителях воспитанника негативно, то ему не избежать конфликтов, которые затягивают в поле разрушения, деструктивных взаимоотношений не только взрослых, но и детей. В-третьих, необходимо время для сознательного принятия новой мыслительно-поведенческой  установки на взаимодействие.

         Причем, используя традиционный подход, названной проблемы не решить! Работая в системе высшего профессионального и дополнительного образования, нам приходилось не раз убеждаться, что лекция дает представление о феномене взаимодействия, но не позволяет увидеть мешающие человеку фильтры восприятия, установки, не обеспечивает получение опыта взаимодействия. Это должны быть занятия, задающие внутреннюю динамику, занятия - открытия, на которых с помощью другого человека, обнаруживаются слепые пятна, стереотипы…

На таких занятиях важно визуализировать закономерности взаимодействия, используя  медиа-презентации, естественнонаучные опыты и другие способы, которые дают большее понимание, чем декларирование каких-либо постулатов! В таком активном творческом диалоге у педагогов появляется возможность осознать, что родители имеют право на понимание и защиту; они имеют право на психолого-педагогическую поддержку и сопровождение; они имеют право на свободу выбора собственных сценариев, маршрутов, форм образования и самообразования.

Важно осознание взаимодействия как феномена, который охватывает собой материальный и духовный мир, помогает вернее и точнее понять смысл и значение «философии взаимодействия», ее поистине универсальный и глубинный характер».

 

 

 

Категория: II Родительские чтения: «Семья – школа любви, культуры и здоровья» | Добавил: nleonardo (24.04.2011)
Просмотров: 573 | Рейтинг: 0.0/0 |
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz