Неделя Развития Творческой Силы

Меню сайта
Категории каталога
Иванова Галина Владимировна. Могилев [1]
Иванова Галина Владимировна. Могилев
Афаневич Татьяна Вячеславовна, г. Могилев [2]
Афаневич Татьяна Вячеславовна, г. Могилев
Теплякова Людмила Петровна, г. Калуга [1]
Теплякова Людмила Петровна, г. Калуга
Ширко Галина Леонидовна, г. Абакан, Республика Хакасия [1]
Ширко Галина Леонидовна, г. Абакан, Республика Хакасия
Васильченко Наталья Рудольфовна, г. Абакан [1]
Васильченко Наталья Рудольфовна, г. Абакан
Гончаренко Дарья, 10 лет. Г. Абакан [1]
Гончаренко Дарья, 10 лет. Г.Абакан
Гончаренко Николай, 13 лет. Г. Абакан [1]
Гончаренко Николай, 13 лет. Г.Абакан
Щенников Захар, 13 лет. Г. Абакан [1]
Щенников Захар, 13 лет. Г. Абакан
Щенникова Полина Андреевна, 17 лет; г. Абакан. [1]
Щенникова Полина Андреевна, 17 лет; г. Абакан.
Побрызгаева Владислава Владимировна, г. Могилев [1]
Побрызгаева Владислава Владимировна, г. Могилев
Татьяна Сергеевна Мурнина, г. Клайпеда [1]
Татьяна Сергеевна Мурнина, г. Клайпеда
Слесарева Светлана Александровна, г. Барнаул [0]
Слесарева Светлана Александровна, г. Барнаул
Елена Александровна Понкратова, г. Екатеринбург [3]
Елена Александровна Понкратова, г. Екатеринбург
Лукьянова Светлана Витальевна, г. Светогорск [1]
Лукьянова Светлана Витальевна, г. Светогорск
Лаптев Александр Михайлович, г. Орша [1]
Лаптев Александр Михайлович, г. Орша
Наталья Иванова (Берек), г.Уфа [2]
Наталья Иванова (Берек), г.Уфа
Заремская Людмила Ивановна, г. Могилев [1]
Заремская Людмила Ивановна, г. Могилев
Виктория Авсеенко, 14 лет; г. Могилев [1]
Виктория Авсеенко, 14 лет; г. Могилев
Жукова Алиса, 10 лет; г. Могилев [1]
Жукова Алиса, 10 лет; г. Могилев
Габрусева Валентина Федоровна, г. Могилев [1]
Габрусева Валентина Федоровна, г. Могилев
Коноплёва Нина Николаевна, г. Могилев [1]
Коноплёва Нина Николаевна, г. Могилев
Булатов Рафаил Агмиуллович п. Нижний Уймон Усть-Коксинского р-на Республики Алтай [1]
Булатов Рафаил Агмиуллович п. Нижний Уймон Усть-Коксинского р-на Республики Алтай
Римма Сорина (Серафима). Г. Могилев. [1]
Римма Сорина (Серафима). Г.Могилев.
Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ФЕСТИВАЛЯ "ЖАР-ЦВЕТ" - 2024 » Васильченко Наталья Рудольфовна, г. Абакан

Эссе

ВОСПЕВАЯ МНОГОГРАННОСТЬ КРАСОТЫ
 

 «Доброта, чистота и красота
являются едва ли не взаимозаменяемыми понятиями…
Как Дед Мороз незаметно и тихо покрывает
изящным и прекрасным естественным узором оконное стекло,
так и всемогущий неописуемый свет духовного Солнца
накладывает на цветы и деревья
 и все прочие формы всех четырёх нижестоящих
царств отпечаток излучения Божественной Мысли…»
Красота, стр. 302, «Учение Храма», т.3.  

«Культура Древней Греции в период её расцвета
насыщена была Красотою.
Мало народов, где принцип Красоты
был бы выражен так ярко,
как в этой малой стране,
оставившей миру столь прекрасное наследие.
Современная цивилизация даёт широкие возможности
украсить жизнь, но, к сожалению,
эти возможности направлены на обратное.
Ключом к утверждению Новой Эры будет Красота,
и на этой основе будет утверждаться Мир Новый»
ГАЙ 10, П.564.

Представления о красоте, которые складываются в умах широких масс человечества, читаю в мудрой книге, отличаются друг от друга так же значительно, как и формы, и свойства тел человеческих. Красота присутствует даже в таких проявлениях жизни, которые многим покажутся нелепыми, и даже отталкивающими. Способность видеть красоту в проявлениях такого рода зависит, в конечном счёте, от полученного образования, и от уровня культуры отдельно взятого человека.
Понятие «красота» одинаково применяется к объективным формам (в которых гармонично переплетаются очертания и цвета) и субъективным проявлениям, воздействующим на иные чувства, нежели зрение. Бывает красота звука, чувства, характера и прочих качеств, воздействующих на внутренние чувства души так же сильно, как красота цвета и очертаний, воздействуют на внешнее зрение.
 Понятие «красота» многогранно, объёмно. Красота слова, звука, краски, формы, природы. Красота слова у разных людей по-разному формируется, познаётся, осознаётся.
Красота Слова Учителя… Слово Учителя как мотивация к познаванию…Размышляю… Постижение глубины смысла слов, понятий – как импульс к саморазвитию…Слово Учителя, – только услышанное, давно понятое и принятое, какое оно: услышанное «вживую», вычитанное из первоисточника, услышанное в молитве…как оно помогает и вдохновляет самосовершенствоваться, соизмеряя свои действия с Великими Истинами…
Калейдоскоп размышлений… калейдоскоп воспевания…калейдоскоп разнообразных мотивов воспевания…
Красота слова молитвы…Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Её именуемой «Покрова» (1/14 октября):
«О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице!
Прими хвалебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и прибавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твоё и с верою и любовию покланяющимся пречистому образу Твоему. Несмы бо достойны от Него помилованы быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть.
Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителям мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругам любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, нам же всем дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды, Ей, Госпоже Пресвятая!
Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломцудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления: воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наши ко зрению спасения.
Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Бога Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми Святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаём, ныне, и присно и во веки веков».
В этих заповеданных издревле строках, красота –  и мудрости, и слова, и духа слиты воедино…Первое прочтение всегда со слезами, да и последующие – тоже. Ёмко и насыщенно даётся утверждение нравственных законов и заповедей, устремись, человек, и – следуй!
Каждый прикасающийся к великой мудрости, древним легендам, черпает силы для жизни, вдохновения и творчества. Читаю у Валентины Татаровой, хакасского писателя в повести «Белая Айра» (айра – горный родник):
«Удивительна человеческая память!.. Что может быть чудодейственнее её: захочешь, – побываешь в своём детстве, захочешь, – снова пройдёшь по военным дорогам, отгремевшим оглушительным эхом, захочешь – будешь на острие сегодняшнего, в ожидании завтрашнего. Вот она, сила памяти! И сквозь эти светлые раздумья о памяти всплывает бережно хранимая в самой её глубине, в самой её сердцевине старая заветная легенда, рассказанная когда-то бабушкой Тодо.
Да, с Саянских вершин скоро хлынет белая айра. Подумав об этом, Оркон (деревенский учитель) внимательно вгляделся в светлеющее у горизонта небо. На небе ещё горели последние звёзды, матово растворяясь в вышине. И только над левой бровью в пульсирующем сиянии сверкала Утренняя Звезда – Тан Солбан (Венера), путеводная звезда кочевников...Там, у горизонта, как будто прилегли на ночлег гигантские лоси – мощный контур далёких Саян виделся спиной таёжного зверя.
Наверное, там, в этих тасхылах и живёт белая айра, она там и берёт начало, и горный ключ неиссякаем».
В повести «Крик турпана» Валентина Кирилловна пишет, восхищая красотой слова и образа: «Вот сейчас на землю уже опустил своё чёрное крыло ночной ворон. Совсем ещё недавно последние лучи заходящего солнца покрывали багряным румянцем щеки ближних скал. Но с закатом солнца всё так стремительно посерело, поблекло, и как-то сразу наступила темень. Так, говорят, бывает только в горах. И как бы в подтверждение этих слов вдруг потянуло мглистым холодком от ещё непрогретых скупым июньским солнцем белоликих Саянских вершин. Наверное, оттуда берут своё начало горные потоки, вечные родники, вскормившее это озеро».
Передавая любовь к родной земле, посвящая свои произведения любимому отцу, своим одноклассникам, Валентина Кирилловна передаёт образ родного края по-особенному, – красотой образа, красотой и звучностью литературного языка: «Среди многих звёзд Вселенной ярко мерцает и наша круглая земля, на её живой груди, как зелёный лист, лежит Сибирь. Давайте на карте Сибири отыщем страну – мою родину – Республику Хакасия. Всё, о чём сейчас пойдёт мой рассказ, произошло здесь, в кедровых дебрях Таштыпской тайги, на берегу речки Иренак (один из многочисленных притоков могучего Абакана)».
«Журчит-шумит у моих ног речка Иренак, бежит по каменистому дну, в быстротечности омывая замшелые валуны. Или время журчит роковой волной? Расскажи мне, быстрая волна, чему ты была свидетелем в то давнее утро? Каким был последний путь князя Иренака?..  Почему не отвечаешь мне, говорливая волна? Посмотри, встаёт над землёю красавица-Солнце, первые лучи багрово окрасили тасхылы. Может быть, ты, красноликое Солнце, расскажешь о том, забытом всеми утре? Многому ты, вездесущее Солнце, свидетель, но многому – не помощник!».
«В предгорьях Карлыгана, в Аскизской долине, на вершине горы Ютаг стоит пятиметровая стела, на ней высечны имена матыров-богатырей, погибших за независимость Хакасии. Среди имён знаменитых Барс-бека, многочисленных Ажо, выжжены имена Номчи, Ишея, Абалах, Шандыка и многих других. Среди них, словно пуповина этой земли, блистательное имя Иренака. Его имя не только рекой несётся в верховьях Абакана, но открыто всем ветрам на вершине горы. Над ним плавно описывают круги степные беркуты. Все, кто проезжают мимо, останавливаются у золотой коновязи Иренака. А красавица-Солнце продолжает свою работу – ткёт пряжу Времени…».
Продолжая калейдоскоп размышлений, как не вспомнить и не воспеть красоту духа, красоту подвига! Красоту подвига от древних времён и до современности, нашего настоящего. И воздвигаются стелы памяти современным алыпам, борющимся против нацизма, и будут воздвигнуты в будущем, новым героям!
В Учении Живой Этики утверждается, что «Самый мощный показатель подвига есть самоотверженность. Конечно, нужно понимать это космическое понятие во всей его красоте. Не только на поле битвы дух украшен мощью самоотверженности. Пройти путь жизни стремительно, пройти все жизни по струне, пройти все пропасти с песнями может лишь дух самоотверженный. В огненном устремлении слагаются все построения, которые следуют своему космическому назначению».
«Дерзание – подвиг красоты, который венчает служение.  Венец есть явление космического сближения. Основание космического сближения может утвердиться как сочетание высших сил».
Многогранна Чаша Подвига. Это не только схватка с врагом на поле боя и умение руководить государством, сочетая духовные ценности с материальными; не только создание произведений искусства, которые возвышают дух человека; не только новые научные и философские открытия, но умение строить человеческие взаимоотношения, объединяя людей светом сердца; не только воспитание в молодом поколении высоких идеалов нравственности, способных противостоять растлевающему воздействию окружающего мира, но, главным образом, постоянное горение сердца, настрой на высокий духовный лад, что бы мы не делали и где бы мы не находились.
Хор таких сердец способен остановить многие бедствия на планете, защитить, укрепить и дать новые силы тем, кто нуждается в помощи. Огромны возможности единения. Когда человечество осознает силу сплочённой созидательной мысли, тогда утвердится Новый Мир. На других планетах творит коллективная мысль и нет для неё пределов. Ещё древние философы писали о взаимосвязи человека и Космоса, но тем не менее, идеи единства сущего восприняты далеко не каждым.
Мудрые Грани Агни Йоги утверждают направление и путь наших устремлений «Сведём Красоту с Неба на землю, в орбиту явлений каждого дня и будем утверждать её в жизни. Будем утверждать её во всём, что нашей воле доступно, а главное, во взаимоотношениях между людьми. Трудно это делать, если внутри некрасивы мысли и чувства. Значит, начинать приходится с них, с себя самого, заменив всё, не соответствующее понятию красоты, Красотою. Качества духа прекрасны, потому что воспитание их сопряжено с красотой. Безобразны вспышки астрала, потому обуздание их связано с красотой. Безобразны грубость слов и движений и всего обихода жизни, потому утончение их будет стремлением к Красоте. Так в жизни обычной будем её утверждать, зная, что тем служим Свету».
«Следует установить правило: начиная день, брать какое-либо наиболее звучное качество для его сознательного утверждения в течение данного дня. Такое действие можно рассматривать как заложение психомагнита. Психические зёрна, закладываемые таким образом, становятся фокусом зарождения желаемых качеств, способностей и свойств характера».
Красота является самым могущественным фактором совершенствования. Благотворно влияние красоты на нравственное развитие человечества – дорога в мир нравственного идёт через мир Прекрасного. Присущая Красоте связь с понятиями Добро и Истина как гуманистический принцип лежит в основании педагогики.
Мне посчастливилось побывать на 4-х Международных встречах…Увидеть «вживую» серию мастер-классов приверженцев идей гуманной педагогики из разных уголков мирового пространства: Грузии, Беларуси, Азербайджана, Латвии. Педагоги объединены совместным поиском решения проблем в образовании, в семье, невзирая ни на что общаются, помогают друг другу, детям и родителям, делают это, объединяясь через пространство и время.
Четыре мои поездки на Чтения, как четыре тура постижения истины, четыре тура утверждения истины во мне самой, в творении пространства вокруг меня: в семье, в сфере профессионального общения, во внутреннем пространстве мыслей и чувств меня самой. Вот как отозвалась эта прожитая, прочувствованная атмосфера в моих мыслях, строках-размышлениях:
Мои трёхдневные мытарства
Когда-то принесут плоды…
Не обижайте, люди!
И не обижайтесь, что кто-то не принёс воды…
Что сын не выучил уроки,
Что сдачу не вернули мне…
Я раздражён от всех урочий,
И зверь уже засел во мне.
Он многолапый, многоглазый,
Свирепый вепрь,
                         ты мне поверь!..
И дверку в душу от зверя-вепря
Запри! Запри же ты поскорей.

Ты выпей Мудрости напиток,
И напитайся Доброты.
Ты зверя-вепря – Раздражение
Не пропускай в края свои!
На помощь Мысль зови,
                                  Мгновение,
Не разрушая Нити Бытия.
Ты не статист по Жизни, Времени,
Душевно ты наполненно богат!

Так будь наполненным духовно,
Героем Духа воспари!
Дерзай в поступках,
Мыслях верных!
На благо, на добро твори!
Во имя Истины – твори!
И счастье, и любовь, даря – храни…
И счастье, и любовь, храня – дари!
Вывела для себя алгоритм со-деятельности, активного действования современного человека на созидание красоты в нашей обычной, повседневной жизни: труд (физический, мыслительный, духовный, чтение), проявление любви (к детям, семье, миру, профессии, людям, природе), терпение (творящее, созидающее), совместное творчество и общение с единомышленниками, как духовное единение и развитие, путешествие по родному краю и по родной стране, игры с детьми, как со-деятельность, участие в конкурсах и фестивалях, способствующих развитию способностей, расширению не только кругозора, но и сознания.
Александр Иванович Клизовский пишет в своих трудах, что мироздание развивается красотою, и совершенствование жизни своей конечной целью имеет красоту. Совершенства вне красоты не может быть. И красота не есть абстрактное понятие, но она существует как самостоятельное явление, как могучая самодовлеющая сила, которая действует облагораживающим, возвышающим и умиротворяющим образом на всё живущее.  
Размышляю, получилось ли у меня воспеть многогранность Красоты? Подвожу итог воспевания вместе с мудрецами, например, Джебран Халиль утверждает, что: «В сердце того, кто страстно стремится к красоте, она сияет ярче, чем в глазах созерцающего её», и «Всё прекрасное и великое в этом мире создано единственной мыслью или чувством человека». И, значит завет Святослава Николаевича Рериха – «Будем всегда стремиться к Прекрасному!» пусть станет нашей путеводной звездой. И встретим Новый Мир сильными и крепкими духом, объединив все наши усилия, сливая в хор созвучных сердец…
У Фёдора Ивановича Тютчева есть произведение «Два единства»:
Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —
Славянский мир, сомкнись тесней...
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...

 

Категория: Васильченко Наталья Рудольфовна, г. Абакан | Добавил: nleonardo (31.03.2024)
Просмотров: 11 | Рейтинг: 0.0/0 |
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz