Хочу стать человеком, хочу вырасти личностью
«Дети несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей,
они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить.
Только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество,
общественные явления не исказили их судьбу».
Ш.А. Амонашвили
Всем известна истина: дети – наше будущее. Поэтому от того, какими вырастут наши дети: мой ребёнок, ребёнок моих друзей, соседей, именно от этого зависит каким станет завтрашний день нашего общества. Физический, нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества, в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детей с детства. Новорожденный ребёнок называется в науке «индивид». Это понятие указывает на принадлежность его к человеческому роду и только. Однако человеком ему ещё предстоит стать.
Ранний и младший дошкольный возраст – наиболее важные периоды в становлении человека. Малыша ждём и любим ещё не родившегося. Для нас это солнышко, чудо природы, наша радость и надежда. Родители хотят, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, умел общаться с людьми, не потерялся в жизни и занял в обществе достойное место, обрёл свое «Я», состоялся, реализовал себя. Счастье, когда вырос человек, управляющий своей жизнью, умеющий ставить цели и достигать их, способный ориентироваться в обстоятельствах. Это значит, что в семье воспитали личность. Ведь личность – самый высокий уровень развития человека. Главным условием успешного воспитания личности ребенка является гуманное отношение к личности ребёнка.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, при общении и взаимодействии с ними занимаю позицию не «над», не «сверху», а «рядом», т.е взаимодействую с ребёнком на принципах партнёрства и сотрудничества. Для этого я присматриваюсь к каждому ребёнку, стараясь понять его характер, ум, его интересы и потребности. Учитываю это в общении и совместной деятельности. Уважительно отношусь к мнению ребёнка и поддерживаю его инициативу, предоставляю ему возможность выбора деятельности. Главное – вижу в ребёнке не объект воспитания, а личность, имеющую право голоса, право выбора, инициативы. Речь не идёт о вседозволенности, а разумные запреты необходимы. Понимаю, что все дети индивидуальны, неповторимы, не похожи друг на друга. Поэтому принимаю такими, какие они есть, не сравниваю детей. Учитываю их возможности, способности, уровень развития. Ни в коем случае не оскорбляю, не унижаю ребёнка. Ведь отрицательная оценка подрывает самоуважение, развивает у детей чувство неуверенности в себе. Не захваливаю малыша, утверждаю, лучшее в нем, выражаю веру в стремление стать лучше. Никогда не запугиваю, всегда слежу за формой выражения своих мыслей. Малыш легко определяет отношение к нему по мимике и интонации. Ведь малыши – как росточки, тянущиеся вверх – к солнышку, к свету. Отношусь к своим малышам очень бережно, помогаю каждому заметить рост своих достижений. В течение дня проявляю своё доброе отношение к каждому ребёнку.
Я как воспитатель с опытом работы с младшими детьми показываю пример гуманного доброго отношения к окружающему. И считаю, что главная задача воспитателя – создавать положительное настроение у детей, наполнять повседневную жизнь малышей интересными делами, чтобы каждому ребёнку было по-настоящему весело и радостно, открывать детям радость общения и познания.
Хочется закончить словами Шалвы Амонашвили: «При надлежащем воспитании человеческое дитя способно стать человеком, приобрести знания и опыт. Вся наша забота направлена на то, как лучше вести воспитание, как успешнее развивать познавательные возможности и индивидуальные задатки ребёнка.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001.
2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000.
3. Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). – Москва – Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009.
4. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство» Детство – Пресс», 2011.
Воспитывать вместе, с любовью и радостью
Детей надо любить не только красиво, но с чувством глубокой ответственности за их будущее,
их надо любить всей своей жизнью, надо любить их.
Ш.А. Амонашвили
Сегодня все чаще звучат слова «духовно-нравственное образование подрастающего поколения». Каждый, кто ставит для себя это приоритетным направлением, знает, что не может быть единых шаблонов в воспитании, нет жестких регламентов и правил в выборе форм и методов взаимодействия с детьми. Гуманизация образовательного пространства в дошкольном учреждении невозможна без привлечения семьи воспитанника в воспитательно-образовательный процесс. Перед педагогами детского сада встала цель, как грамотно организовать работу с родителями, чтобы она была для них интересной, необходимой, значимой. В законе РФ «Об образовании» в статье 18 говорится о том, что родители являются первыми педагогами, а дошкольному учреждению отведена лишь роль помощника в воспитании и развитии детей. Как показывает опыт, организация взаимодействия с семьями воспитанников – дело важное и требует систематического продолжения с момента записи в дошкольное образовательное учреждение и до ухода детей в школу. Готов ли сегодняшний воспитатель, педагог к построению индивидуального, позитивного, систематического взаимодействия не только с воспитанниками детского сада, но и с их родителями?
Профессиональная готовность у всех членов педагогического коллектива к такому виду взаимодействия развита на разном уровне. Один педагог это делает с легкостью, с открытой душой, без напряжения, понимая ценность данного вида отношений между воспитывающими взрослыми. Другому педагогу, понимание того, как нужно общаться с родителями воспитанников в сегодняшних реалиях недоступно и кажется невозможным. Иной специалист ориентирован только на правоту своих принципов и правил в вопросах развития дошкольников.
Позитивный настрой на сотрудничество является базой, на которой должно строиться все взаимодействие с родителями. Ежедневное доверительное, доброжелательное отношение педагога с родителями и детьми имеет большую значимость, чем отдельные мероприятия, запланированные в плане. Чем больше заинтересован педагог в личностном росте воспитанника, развитии его творческого потенциала, в сохранении его психического и физического здоровья, тем более эффективными и доверительными становятся его взаимоотношения с родителями детей. В свою очередь, испытывая заинтересованность воспитанием своего ребенка, и благодарность по отношению к педагогу-профессионалу, родители все чаще принимают активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Традиционными стали такие мероприятия, как семейные праздники, дни открытых дверей для родителей, конкурсы, ярмарки, акции, совместные спортивные праздники. Данные формы взаимодействия с родителями воспитанников позволили не только получить представления о знаниях и умениях семей воспитанников, но и заметно улучшить микроклимат в процессе формирования гуманных отношений между детьми и взрослыми.
Самым интересным как для педагогов, так и для воспитанников и их родителей было участие в проектной деятельности. Проектная деятельность, ориентирована на индивидуальное развитие личности ребенка, творческую инициативу, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Любой проект может быть эффективно реализован только при условии взаимопонимания и сотрудничества всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей. В ходе проектной деятельности получены качественные изменения во взаимодействии всех участников образовательного процесса: родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада и в жизни своего ребенка.
Литература:
1. Аверина О.К. Учитель сотворит чудо // Три ключа. Выпуск №15. – М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2012. – С. 154.
2. Александрова В.Г. Духовная традиция гуманной педагогики. – М.: Издательство МГУ, 2003.-224 с.
3. Амонашвили Ш.А. Как любить детей. – Москва-Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010.
4. Гуманистические основы современной образовательной парадигмы: теория и практика. Сборник научных статей. – Абакан: отдел издательской деятельности ХРИПК и ПРО. «РОСА», 1994.- 144 с.
5. Щелканова Н.В. Мой свет – моя семья, мои дети – искорки вдохновения. // Три ключа. Выпуск №12. – М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2010.
|