Неделя Развития Творческой Силы

Меню сайта
Категории каталога
Образцовая Школа поэзии «Лотос» ГУДО ОРЦТДиМ, г. Орша [23]
Галина Владимировна Иванова, г.Могилев [1]
Садовская Маргарита, г. Могилев. [1]
Афаневич Татьяна Вячеславовна, г. Могилев [2]
Татьяна Мурнина, г. Клайпеда [1]
Людмила Теплякова, г. Калуга [1]
Рябова Лариса Алексеевна, г. Могилев [3]
Ласточкина Светлана Ильинична, г. Горки [1]
Лисицын Никита, 12 лет, «Средняя школа №33 г. Могилева». [1]
Ширко Галина Леонидовна, Республика Хакасия, г. Абакан [1]
Лукьянова Светлана Витальевна, г. Светогорск [1]
Малышева Ольга Дмитриевна, г. Могилев [1]
Бондарев Александр Николаевич, г. Могилев. [1]
Бондарева Ирина Васильевна, г. Могилев [1]
Заремская Людмила Ивановна, г. Могилев [1]
Васильченко Наталья Рудольфовна, Республика Хакасия, город Абакан [1]
Галина Паршикова, г. Москва. [1]
Габрусева Валентина Федоровна, г. Могилев [1]
Коновалова Светлана Николаевна, г. Минск [1]
Доронькина Светлана Петровна, г. Могилев [1]
Шалабодов Эдуард Владимирович, г. Могилев [0]
Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ФЕСТИВАЛЯ "ЖАР-ЦВЕТ" - 2022 » Рябова Лариса Алексеевна, г. Могилев

Очерк "Нести свой крест ..."

Нести свой крест без всякого пафоса, совершая повседневный, незаметный подвиг…
 Очерк о пастырских трудах архиепископа Софрония

     Во все времена православные монастыри являются неотъемлемой частью социокультурной жизни Беларуси. Монастыри  это не только носители высокой духовности, книжности, но хранители и воспитатели в народе традиций христианской культуры и бережного и внимательного отношения к духовно-нравственным ценностям белорусского народа. История монастырей и монашества тесно переплетаются с историей нашего Отечества и их возрождение воспринимается многими как свидетельство нравственного оздоровления общества, противопоставление бездуховности и погоне за одними материальными благами. Значение монастырей сегодня велико и выходит за рамки «удовлетворения религиозных потребностей верующих людей». Испокон веков в монастыри устремляются православные паломники и светские люди. Миру нужны монахи. Потому что монахи – свет миру. А свет монахам – ангелы. Так говорили святые отцы.
     У каждого монастыря свой характер, направление, дух, особенности расположения, служебные и уставные традиции. Но сама жизнь монастыря подразумевает единство с братьями, что жили здесь ранее и что придут после. А объединяет всех молитва и благодать Божия. Есть некий Монастырь Духовный, Небесный, но путь в Него начинается на земле.
     Поэтому велика миссия православных монастырей «...есть молитва неусыпная о Церкви, Отечестве, живых и мертвых». По словам Митрополита Московского Филарета (Дроздова), не так много людей в обществе, которые призваны к монашескому подвигу. Могилевчанам повезло: архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний принадлежит к числу людей о которых патриарх Алексий II говорил, что это духовные светила, свет которых ярко сиял на всю тогдашнюю вселенную и своим отблеском озарял всю последующую жизнь Церкви.
Практически нет на родной земле монастырей, служение которых не прерывалось в советский период. В настоящее время на территории Республики Беларусь действуют всего лишь 35 монастырей. В возрождении двух из них принимал участие владыка Софроний, и сейчас неустанно трудится над восстановлением Пустынского Свято-Успенского мужского монастыря.
     Восстановить из руин монастырь – тяжелый крест, понести который – подвиг. Думал ли мальчик из простой рабочей семьи, проживающей в селе Котельня- Боярская, Бресткой области, что ему уготована такая судьба?
     Его одноклассники, выпускники четвертой Бресткой школы и сегодня взирают на владыку с фотографии, которая висит в кабинете просторного деревянного дома архиепископа в могилевском переулке Крупской. На снимке выпускник Степан Петрович Ющук еще даже не догадывается, что слова матери, которая в детстве водила сына в церковь, уже отзываются в юном сердце. Но впереди была еще служба в танковых войсках, с высоким уровнем политического и воинского воспитания личного состава. И конечно, о религии во время службы не говорили. По завершении службы у юноши были определенные мечты, но и у Бога были Свои планы в отношении его. И Петр поступает в 1979г. в Ленинградскую духовную семинарию, а после ее окончания в Ленинградскую духовную академию, которую закончил в 1986г. Так без передышки и отдыха сразу после одной армии молодой человек угодил в другую. С куда более строим режимом.
     По завершению академии владыка был зачислен в число братии Свято-Успенского Жировичского монастыря. Вскоре он решил оставить мир и 9 апреля 1987 года принял монашеский постриг с именем в честь святителя Софрония Иркутского. Но мир не отпустил его. 4 марта 1990 года владыка был возведен в сан игумена и назначен благочинным обители.
     Трудное это было время, смутное. Распадается государство, великая держава под названием Советский Союз. И не просто так в народе говорят: «Не дай Бог, жить в эпоху перемен!» Легко ли было в это время верующему человеку? С одной стороны легко, потому что это соответствовало внутреннему миру, природе владыки Софрония. Идти против Бога, значит идти против самого себя, против врожденного нравственного начала, против Божиего образа, вложенного в каждого человека. Но одновременно было и очень трудно, потому что в этот период времени как никогда в людях проявлялась жажда наживы, стремление обеспечить себе жизнь «здесь и сейчас». Многие люди жили в соответствии с другими законами бытия, перед ними стояли совсем другие цели, другие нравственные критерии. Грех глубоко ранил нравственную природу человека, помрачил разум и кардинально исказил жизненные ориентиры. Радовало и вселяло надежды то, что в октябре 1989г. в соответствии с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившем 9–11 октября 1989 года, был образован Белорусский Экзархат (Белорусская Православная Церковь) Московского Патриархата. И в это сложное время владыка Софроний возводится в сан архимандрита и 19 июля 1994 года назначается наместником Ляданского Благовещенского монастыря, что в  45 км от Минска.
     «Петр - ты камень. И на сем камне возведу я Церковь свою» – сказал Иисус одному из своих 12 учеников. Библейский апостол Петр был живой человек, со своими слабостями и недостатками. И, тем не менее, Иисус Христос назвал его камнем. Так и сегодня православная церковь держится на таких подвижниках, как владыка Софроний. Вроде бы на обычных людях. Не суровых, не обличающих. Скорее даже наоборот – мягких и терпеливых. Но именно эти качества переплавляются в силу духа, позволяющую стойко преодолевать трудности и лишения, разбивать все препятствия и возводить на голом месте новые храмы, возрождать разрушенные. Потому что твердым как камень человека делает вера.
Трагична судьба этого монастыря. Возник он в первой половине XVIII века, когда селянину по имени Кирик явилась Богородицаи указала место возведения православного храма, который был построен из дерева ляданским и окрестным населением. Много чудес произошло с того времени, но в начале 1920-х годов Ляденский монастырь был закрыт. В первые годы Великой Отечественной войны храм был вновь открыт оккупационными германскими властями. А в 1960 году храм был опять закрыт, главная его святыня — Жировицкая икона Божией Матери — исчезла. С храма сорвали купол, а здание превратили в зернохранилище. Прошли годы и храм стал непригодным для зернохранилища, пришел в совершенное запустение: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями.
В 1994г.  решением Синода Белорусской Православной Церкви Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь был возобновлен. И вот в эту разруху приезжает служить владыка Софроний. Его трудами был отремонтирован и восстановлен Благовещенский храм монастыря. Свято-Благовещенский Ляденский монастырь явился в жизни владыки Софрония тем прочным фундаментом, на котором духовно возрастала его личность.
И опять новое назначение: 3 февраля 2001 года он становится епископом Брестским и Кобринским.
     Трудами владыки Софрония был открыт Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь, который находится на Госпитальном острове Брестской крепости. Свою историю монастырь ведет с 1480 г. Покровителем Свято-Рождество-Богородицкого монастыря и Бреста является преподобномученик Афанасий (Филиппович). В храме Рождества Пречистой Девы Богородицы 1 июля 1648 года игумен совершил свою последнюю литургию. После чего был закован в колодки и отправлен в тюрьму Берестейского замка. Здесь игумена Афанасия принуждали к отречению от Православия, но он не отрекся от веры и завершил свою жизнь мученической кончиной 18 (5 по старому стилю) сентября 1648 года. Воин Христов, духовный покровитель храмов и верующих, он словом свидетельствовал о вере православной, заплатив за это кровью и страданиями. Но даже и после смерти преподобномученика не было ему покоя! Только через 8 месяцев монахи узнали о смерти своего наставника. И под покровам ночи братия Рождественского монастыря забрали тело и похоронили его в Симеоновском монастыре. После его закрытия, мощи вывезли во Францию, в один из русских женских православных монастырей.
     Но годы богоборчества сделали свое разрушительное дело. В 2001г. городские власти выделили для возрождения монастыря бывший «казематированный редут» – двухэтажное здание Брестской крепости, в котором раньше размещалась полковая школа 84 стрелкового полка. Монастырю также было представлено 88 соток земли. И возрождал обитель епископ Брестский и Кобринский Софроний. Владыка лично следил за ходом работ по восстановлению переданного монастырю здания заброшенной казармы. И уже 4 декабря 2001 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был отслужен первый молебен, а ровно через год был освящен одноименный домовый храм, расположенный на втором этаже сестринского корпуса.
     Это сегодня обитель не узнать: почти разрушенное здание восстановлено, построены небольшая колокольня и летний храм. Есть в обители пчелиная пасека, птичник, библиотека, пошивочные и золотошвейная мастерские, заложен сад. Благоустроена и монастырская территория, монастырский ландшафтный дизайн территории сделан по всем правилам.
     Даже трудно поверить, что совсем недавно здесь была пустынная и заброшенная территория. И свершилось великое чудо – на родину, в Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь, возвращены частицы мощей  преподобномученика Афанасия (Филипповича). И поныне монастырь остается непререкаемым свидетельством несокрушимости древнего Православия на белорусской земле.
     Решением Святого Синода Белорусского Экзархата от 4 июня 2002 года епископ Софроний возведен на Могилевскую кафедру. И здесь Господь сподвиг владыку Софрония взять крест потяжелее –возрождать Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь под Мстиславлем, терпя при этом скорби из-за катастрофической разрухи обители. Монастырь основан в 1380 году во времена Великого княжества Литовского родоначальником князей Мстиславских Лугвением-Симеоном. Предание гласит, что в возрасте 30 лет Лугвен серьезно заболел, почти ослеп. Во сне старец сказал ему: «Если хочешь прозреть, иди в пустынь. Найди там криницу и омой глаза». Князь так и сделал. А когда зрение чудесным образом вернулось к нему, то первое, что он увидел, согласно легенде, была Чудодейственная икона Богородицы, явившаяся в листьях липы, которая росла над источником. На этом месте князь Лугвен велел основать монастырь, а над криницей поставил часовню. Лугвений-Симеон не только прозрел, но и смог далее выступать за Отечество и Веру. XX веке храмы разрушили. В другие монастырские здания заселили школу и детский дом. Когда их закрыли, Пустынки пришли в запустение, полностью оправдывая свое название. Чудотворная икона исчезла.

     Владыка Софроний несет свой крест, без всякого религиозного пафоса совершает повседневный незаметный подвиг. Владыка верит, что монастырь продолжит свою жизнь, а если есть вера, то обязательно будет и результат. Отстроенную заново церковь Рождества Пресвятой Богородицы и построенную купель осветил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Уже открыта и освящена Покровская церковь  монастыря.
     Монастырь стал центром духовного притяжения и окормления для верующих и ищущих людей. Иногда человек приезжает сюда просто отдохнуть, преклониться Нерукотворному Лику Иисуса Христа, и чувствует вдруг что-то необычное, соприкасается с внутренней красотой и гармонией Православия. И в следующий раз приезжает с более серьезными намерениями и начинает духовно возрастать, здесь душа находит укрепление.
1 февраля 2018 года в Храме Христа Спасителя в Москве Патриархом Московским и всея Руси Кириллом владыка возведён в сан архиепископа.
     Я часто задумываюсь: «Откуда силы у этого хрупкого человека?» И ответ нахожу только в словах святителя Феофана Затворника: «Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим». И мне, порой, кажется, что я  чувствую, как благодать Божия, называемая святыми отцами «лучами Божества», «Божественной славой», сходит на владыку Софрония. И я чувствую, что она касается и наших сердец.
     Известно, что Господь хочет взять к Себе сверкающую душу, очищенную от коросты страстей. И чтобы это произошло, темные силы должны выйти на открытую брань, и мы должны вступить с ними в борьбу. Владыка Софроний отвечает не только за очищение своей души от греховных помыслов, но и за души вверенных ему духовных чад, помня слова святителя Иоанна Златоуста: «Великое дело одолеть самому собственные страсти, но гораздо важнее убедить и других принять тот же образ мыслей».
     Архиепископ Софроний во всех обстоятельствах своей жизни великий молитвенник и подвижник. И не случайно, 23 августа 2009 года перед началом литургии в Трехсвятительском соборе мужчина напал на владыку и ножом ранил его. Потом стало известно, что 37 –летний мужчина состоял на учёте в Могилёвской областной психиатрической больнице. Софроний не просто закрылся от нападающего руками, он хотел остановить его. И не было злости и страха в глазах владыки, только безмерная жалость к преступившему закон и человеческие нормы человеку. Но одержимый не знал пощады – резал руки владыки, повредил ему вены. Известие об этом трагическом событии с быстротой молнии облетело г. Могилев, все прихожане молились о здравии владыки, а он молился о нападающем.

     Владыка, с детства приученный к труду,  не гнушается физически работать. «Молитва и труд – два весла, – говорил один старец, будешь нажимать равномерно, и лодка поплывет прямо. А если нажимать сильнее на одно весло, лодка станет крутиться на месте». Лодка под управлением арихиепископа Могилевского и Мстиславского Софрония идет правильным курсом.

 

Категория: Рябова Лариса Алексеевна, г. Могилев | Добавил: nleonardo (20.03.2022)
Просмотров: 63 | Рейтинг: 0.0/0 |
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz