Даша закашлялась. Ненатурально, фальшиво, она и сама это слышала, но продолжала бить себя по груди и делать вид, что подавилась.
– Что такое, Даша? – строго, но как-то безразлично спросила учительница.
– Н-ничего… кха! Сейчас-сейчас… Секунд – кха! – чку…
– Повторить вопрос?
Кашель прекратился. Даша добилась результата.
– Да, пожалуйста!
Позже, на перемене, она мысленно сокрушалась, что ее слишком часто стали заставать врасплох, именно тогда, когда она всего лишь на секундочку отвлекалась. Какой смысл был в этом маленьком представлении, если все и так прекрасно понимали, что она тянет время? Ай, ладно.
Пусть думают, что хотят. Пусть думают даже, что Даша влюбилась, не важно. Им-то, маленьким сплетникам и интриганам, все равно не додуматься, отчего последние два дня она, пусть и ведет себя как обычно, но на уроках, против своих принципов, считает ворон и теряется, если ей задают вопрос.
А дело-то было в сочинении! Два дня назад на последнем уроке, литературе, учительница дала задание: написать сочинение-рассуждение с заголовком «Кто я?»
Соседка по парте сразу бросилась строчить трехстраничный текст, насквозь пропитанный «водой», а Даша вдруг впала в ступор. Что писать? Кто она такая?
Вопрос показался Даше неожиданным и провокационным, но она пошутила:
– Что мне писать, если хвалить себя нехорошо?
Все тогда посмеялись и начали писать, а Даша продолжила сидеть и смотреть на пустой листок. Через десять минут такого «залипания» Дашу пихнула соседка, Вика, и предложила выдавить из себя хоть пару предложений.
Даша и выдавила. Написала все общо, говоря больше о человеке в целом и его обязанностях, а о себе упомянула вскользь, что-то про долг школьника и т. п.
За сочинение она получила «десятку» и похвалу от учительницы за то, что мыслит широко и глубоко. Сама же Даша, стоило ей только начать чтение своего текста, сразу кривилась и понимала, насколько бездушным он вышел. Как можно мыслить широко, если пока не разбираешься даже в «узком»?
А ведь обычно ей и писать, и читать свое нравится. Впрочем, это все из-за темы!
Даша и в жизни избегала этого вопроса. Училась хорошо, даже отлично, но на вопрос «кем хочешь стать?» уклончиво отвечала «президентом».
А недавно всем, кому исполнилось 14 лет, раздали книги об обязанностях гражданина и человека, что-то в этом духе, и Дашу заинтересовала статья о молодежных субкультурах. К ней прилагались смешные картинки, поэтому она отправила в «Вконтакте» фотографию странички своему другу и задала тот самый вопрос, кто ты, на что он, не раздумывая, ответил: «геймер».
Даша с улыбкой рассматривала карикатурных персонажей, но нигде не видела ни намека на себя. Уже тогда она начала спрашивать себя, кто она такая. Весельчак-с-последней-парты? Да ладно вам.
Даша огляделась по сторонам.
Вот ее класс.
Вот Вика, щебечет что-то под ухом. Взглянешь на такую Вику – и сразу понимаешь, кто она такая. Болтливая, нетерпеливая, резкая и веселая. Хочет стать международным юристом, но не задумывается, зачем.
Вот Ада, тоже подруга Даши, сидит и слушает Вику, чуть приоткрыв рот. Высокая, красивая, но простоватая, зато добрая и чуткая. Смеется от всего, что видит. Хочет стать дизайнером, потому что это стильно.
Вот Ваня, тот самый «геймер», веселый и добрый, над его шутками смеется весь класс. В общем, компанейский, но умный. Дашу часто сравнивают с ним, говорят о схожести, но она-то знает, что она не Ваня!
– Как мне узнать, кто я? – неожиданно для самой себя спросила Даша у подруг.
– Проснулась, – хмыкнула Вика.
– Что? – не поняла Ада. – А зачем?
– Как это «зачем»? Мне уже четырнадцать лет, а я даже понятия не имею, что из себя представляю!
– Многие и в сорок пять этого не знают, – Вика важно улыбнулась, – это называют «кризис среднего возраста».
– А у меня какой возраст? «Малый»? – грустно усмехнулась Даша.
– Подростковый, – еще важнее улыбнулась Вика.
– Яйцо курицу не учит, – заметила Даша.
– Ты старше меня всего на год!
– А меня – на три месяца, – невпопад вставила Ада.
Разговор обещал скатиться в пустую болтовню. Даша посерьезнела.
– Скажите честно, какая я? Какой вам кажусь?
Вика задумалась, а Ада улыбалась и непонимающе посмотрела. А потом заговорила:
– Тебя зовут Даша. Ты умная, веселая и классная. Ты хорошо играеш в волейбол, но не понимаешь информатику. Ты взрослая, но иногда задаешь совсем детские вопросы, прямо как этот.
– Что?!
– Пойми, тебя все любят из-за твоих качеств, а эти внутренние качества и формируют тебя. Просто их трудно заметить у самого себя.
– А я думаю, что это слишком сложный вопрос, который некоторые задают себе всю жизнь, – подала голос Вика.
– А я знаю, что у нас всех все еще впереди! – внезапно вклинился в разговор Ваня, да так, что все вздрогнули. – Мы все живем, чтобы открывать что-то новое не только в мире, но и в себе. И когда-нибудь придет день, когда ты проснешься и вдруг поймешь, кто ты, а до этого нужно жить и искать, искать себя!
Все замолчали.
– Офигеть… – после недолгой паузы пробормотала Ада.
Друзья засмеялись, а Даша смеялась и знала, что перед ней тысячи путей, по которым она когда-нибудь пройдет, и один из них – путь самопознания.
|