Неделя Развития Творческой Силы

Меню сайта
Категории каталога
Образцовая Школа поэзии «Лотос» ГУДО ОРЦТДиМ, г. Орша [10]
Крат Анна Владимировна, Московская обл, г. Подольск [1]
Бондарев Александр Николаевич, г. Могилев [1]
Бондарева Ирина Васильевна, г. Могилев [1]
Галина Ивановна Сайко, г. Могилев [1]
Галина Владимировна Иванова, г.Могилев [1]
Городской литературный клуб «Светлица» ГУДО "ЦТДМ "Агат" г.Могилева" [2]
Садовская Маргарита, 15 л., г. Могилев. [1]
Афаневич Татьяна Вячеславовна, г. Могилев [1]
Лукьянова Светлана Витальевна, г. Могилев [1]
Михасёва Александра, 14 л., г. Могилев [1]
Новикова Людмила Валентиновна, г. Москва [1]
Людмила Теплякова, г. Калуга [3]
Рябова Лариса Алексеевна, г. Могилев [3]
Киселева Л.Г., г. Боровск Калужской обл. [1]
Ладова М.М., г. Могилев [0]
Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ФЕСТИВАЛЯ "ЖАР-ЦВЕТ" - 2020 » Бондарева Ирина Васильевна, г. Могилев

"Что движет солнце и светила." Рассказ

Что движет солнце и светила

В доме было тихо. Ничего не нарушало эту тишину: ни мурлыкание кошки, ни тикание настенных часов. Эти звуки стали тоже тишиной. Она прошла по всему дому – одна… Он ушел. И уже никогда не вернется. Одна… Анна подошла к кроснам, погладила их. Как приятно было прикасаться к их гладко-лощеным деревянным поверхностям, отшлифованным руками за многие годы.  Давно она не садилась за работу, не до этого было. Да, она еще собиралась выткать рушник на память внучке, как оберег. Такой оберег ей выткала когда-то мать. Анна села за кросны, подобрала цвета и начала ткать. На звук пришла старая кошка Мурка, привычно свернулась калачиком рядом на стуле. За работой под звуки берды стали оживать воспоминания. Они все более окрашивались в яркие цвета, как этот новый рисунок, который она придумала для внучки. Пусть у нее жизнь будет счастливая, пусть найдет свою любовь, такую же, какую пронесли они с мужем через всю свою жизнь.

Родилась Анна на маленьком хуторе в большой работящей семье возле деревни Лосинка, что в Краснопольском районе. Через лес, в восьми километрах – деревня Барсуки, Гомельщина, а дальше Россия – Брянщина. В семье любили и берегли друг друга. Работали много. Никогда не отказывали в помощи и ближнему, делясь и куском хлеба, и одеждой. В восемь лет Нюта пошла в школу. До школы надо было идти долго и через лес. Учиться было интересно и легко, но наступила холодная дождливая осень. Обуви не было, да теплой одежды тоже. Вот так и закончилось образование Нюты. Мать отправила ее в соседнюю деревню Барсуки в семью старшей сестры Ирины помогать смотреть троих детей. В Барсуках на игрищах познакомилась и подружилась с Василем. Хоть и мало было свободного времени, но старались провести его вместе, нравились друг другу.

В августе 1941 года фашисты подошли к Чечерску. Город подвергся интенсивной бомбежке. Отзвуки ее были слышны и в деревушке Барсуки. Становилось страшно. Недалеко от деревни в лесу прошел бой, который длился около суток. Погибших советских солдат сельчане похоронили. Но на месте боя осталось много оружия. Василь со своим дружком Юркой решили собрать его и спрятать. Сделали схрон в сосновом бору. Оружие складывали в ящики и смазывали – а вдруг пригодиться. И пригодилось. Оружие для мальчишек является магнитом. Сначала учились стрелять далеко в лесу, чтобы никто не слышал, а дальше, как пойдет.

Комендатура находилась недалеко, в деревне Палессе, поэтому через их деревню часто проезжали фашисты. Рисковые ребята решили совершить нападение на врагов. Сколько же можно стрелять впустую, а враги – вот они, рядом. Взяли пистолеты и гранаты. Мол, будут проезжать по мостику через Чечёрку, тогда и выстрелим. Но все пошло не так, как задумали. Не попали мальчишки, только себя раскрыли. Их схватили и привезли в комендатуру в Палессе. Начальнику полиции приказали их расстрелять. Пожалел он хлопцев, отвел в лес, отстегал кнутом и наказал вернуться в деревню и спрятаться, не высовываться. – Спрятаться! Еще чего! Мальчишки схоронились на хуторе в сарае около дома Анны. Сидеть без дела они не могли и продолжали  по лесу собирать оружие и прятать.

Наведение фашистского «нового порядка», сопровождавшееся массовыми грабежами и расстрелами мирных людей, вызывало бурю гнева у местного населения. Малейшего подозрения, лживого доноса было достаточно для фашистов, чтобы расстрелять ни в чём не повинных людей. В лесах появились первые партизанские отряды. Силу и боевую активность Чечерского партизанского отряда. сдерживала острая нехватка боеприпасов. Патроны приходилось экономить, мин и взрывчатки не было. Правда, кое-что удавалось партизанам захватить во время стычек с противником. Командир отряда обратитился за помощью к жителям. Особенно, из тех деревень, неподалёку от которых летом шли бои. И мирное население помогло. Все оружие, что собрали Василь и Юрка, они передали партизанам, и сами ушли в отряд.

Немцев на их хуторе, где жила Анна, не было, боялись – кругом лес. Но наезжали частенько, то немцы, то полицаи – держали под общим контролем, чтобы не помогали партизанам. Но бабушка и мама Анны готовили для партизан еду: запеченную в печи картошку и свеклу. Пекли хлеб и прятали на печи. Было страшно, особенно когда в хате стоял запах свежевыпеченного хлеба. Вдруг нагрянут полицаи или бандиты под видом партизан с Брянщины, они-то и забирали все. Иногда с партизанами появлялся Василь. Это было счастье увидеть любимого.

После освобождения Беларуси Василя призвали в армию на морфлот. Анна обещала ждать его. Да как не ждать, если чувствовала, что дороже его нет никого на свете. Позже  прислал ей фотографию, где он в морской форме. На обратной стороне надпись: «Если встретиться нам не придется, если так уж жестока судьба, то на память пускай остается неподвижная личность моя». Но оба мечтали только о встрече, ждали и переживали друг за друга.

В разрушенных деревнях жилось голодно, но помогал лес. Грибы, ягоды собирали, сушили. Нюта научилась и прясть, и ткать полотно, и шить одежду. Рушники, покрывала, половики – продавали или меняли на еду. Так и выживали после войны. Мать опять отправила Анну в няньки в Чечерск. Там ее увидел учитель местной школы и посватался. Она отказала, но мать решила выдать ее замуж. Сколько Анна ни плакала, ни просила не выдавать ее, на все был один ответ: «А если Вася не вернется? Выходить замуж надо тогда,когда берут. Кто тебя кормить-то будет?»

В 1947 году Василь был демобилизован, вернулся домой. Приехал в родную деревню. Собрались все односельчане, устроили праздник. Друг Юрка невзначай спросил: «А ты знаешь, что у твоей Ганны сегодня свадьба?» Не раздумывая, Василий на подводе с друзьями поехал на хутор. Появились на свадьбе в самый разгар, взял Василь свою суженую за руку и увел с собой. Вот так и началась совместная жизнь. Через неделю бывший жених привез сундук с приданным – все понял. Даже подарил хромовые сапоги молодому мужу. В 1949 году у Анны и Василя родился первенец, а затем один за другим родились пятеро детей.

Дети подрастали. Надо было накормить, одеть и обуть. Вот и вспомнилось умение шить и ткать. Заниматься этим заставляла суровая необходимость. Осенью заканчивались полевые работы, в дом приносились кросны, и Анна начинала работу. Ткала холсты, полотенца, скатерти, нижнее и постельное бельё шилось из домотканого полотна. А уж качество его зависело от умения тонко напрясть да плотно соткать. Научилась ткать «дываны», двухслойные полотна. Если с одной стороны на нем розовая основа и красный узор, то с другой — наоборот, основа красная, а узор розовый. Узоры были разнообразные. Часто встречались деревья, как символ жизни, бессмертия. Ромбы, круги и цветы, символ ребенка и матери. К образу матери и ребенка она относилась с особым трепетом, считая, что этим узором она продлевает жизнь не только своим детям, но и всем живущим на свете.

Далеко пошел слух о мастерстве Анны. Один "дыван" можно ткать месяцами. Про них говорили, что они вечные. Стирать не надо. Зимой взял по снегу потянул, вытряс, высушил и все — он снова такой, как был. «Дываны» ее – это стремление, светлой, доброй, поэтической души к прекрасному, чтобы через тканый и вышитый узор выразить свое понимание жизни, мира, любви, гимн умелым рукам. Ковры пользовались большим спросом и не дешево оплачивались. Приезжали из музеев Беларуси и Украины, делали заказы. Василь, сидя рядом с Анной, тоже нашел себе дело: решил как-то к Пасхе для детей вырезать из дерева деревянных зайчиков и пасхальные яйца. Так каждую зиму сидя рядом друг с другом, они работали, подсказывая друг другу узоры и сюжеты, радуя и себя и других.

Жизнь в деревне постепенно улучшалась, необходимость ткать холсты отпала. А вот половички — яркие, пёстрые, нарядные — требовались по-прежнему. Более того, горожане, пресыщенные коврами да паласами, стали разыскивать старых мастериц и скупать у них «дываны». Всем своим детям Анна выткала по «дывану», вложив в каждый рисунок отличительные черты каждого своего ребенка. Василь клал печки, а позже и камины. Такого искусного печника не было ни в своей деревне, ни близлежащих деревнях. Летом и осенью Василий и Анна пропадали в лесу. Собирали ягоды, грибы. Всегда вдвоем. До последних дней…

Она перестала ткать. Рушник был почти готов.

– Говорила ли я, что люблю тебя? Наверное давно. В молодости. Ты знал об этом, и я знала, что ты любишь меня. Ты рядом всегда, я чувствую, знаю. Доброта твоя, внимание и забота помогли вырастить нам шестерых детей. Всем им передалась любовь к людям, а, главное, доброта. Анна снова принялась за работу. Тихо напевая любимую песню Василя «Я назову тебя звёздочкой,только ты ярче свети». Мурка тоже замурлыкала.

– Милый мой, не грусти. Скоро уж я к тебе приду. Жди…

 

                                                                           

Категория: Бондарева Ирина Васильевна, г. Могилев | Добавил: nleonardo (02.04.2020)
Просмотров: 161 | Рейтинг: 5.0/1 |
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz