Неделя Развития Творческой Силы

Меню сайта
Категории каталога
«Осознание Красоты спасет мир» [12]
Мудрые мысли для углубления в тему
Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ФЕСТИВАЛЯ "ЖАР-ЦВЕТ" - 2015 » «Осознание Красоты спасет мир»

Рябова Лариса Алексеевна. Могилев. Проза.

Ты – самый дорогой для меня человек

Женщина  в небесно-голубом платье и с красивой прической тянула от витрины киоска  мальчика в белой панамке. Тот уцепился тоненькими пальчиками за выступ перед окошком киоскера и не хотел уходить. Ведь там, за стеклом, прямо на уровне его глаз сверкали своими деталями машинки. Они были разными: красными и желтыми, маленькими и большими, с кузовом, с яркими фарами. И  даже танки были здесь, прямо перед глазами!

Женщина совсем не зло дернула мальчика за руку: «С тобой никуда нельзя ходить! Отцепись от витрины! Дома будешь наказан!». «Почему она сердится? – думал мальчишка в белой панамке – ведь я не прошу купить что-либо. Я просто хочу рассмотреть машинку скорой помощи, которая притаилась в самом уголке полки».

А над ними, где-то в небесах гордо расправил крылья демон отчуждения. «Они – мои» – радостно улыбался он всему миру.

Мальчик испуганно протянул ручки женщине и побежал быстро-быстро. Мама подхватила его на руки, и они вместе радостно засмеялись.

А в поднебесье за ними летел демон отчуждения. Он кружил над ними, радовался каждой их ссоре, зло сверкал очами, когда у мамы с сыном было все хорошо.

А вот и первая драка. У мальчика разбит лоб и порваны брюки. Но дома мама. Она ведь успокоит и скажет, что совсем не правда, что папу убили в пьяной драке. Он так хочет услышать ласковый мамин голос. И поэтому рывком открывает дверь, не разуваясь, мчится на кухню к маме, к её правде. «Мама!» – кричит он, роняя на бегу стул. «Противный мальчишка! Когда ты, наконец, станешь нормальным! Всю жизнь мне испоганил!» Она подняла стул, всхлипнула, роняя подкрашенные черной тушью, слезы.

«Где твой рюкзак? – строго спросила она. «Опять, дрянь ты такая, бросил его на пол в коридоре!» «Мама, а правда, что наш папа, наш папа..» – выдыхал с  надрывными всхлипами мальчик. «Ты такой же, как твой папа! Такой же!»

Женщина закрылась ванной и включила воду. «Опять плачет» – определил мальчишка. «И все из-за меня. Я действительно гадкий. Я никому не нужен. Ушла ни о чем не спросила, только о себе и думает, а до меня и дела нет» – ласково нашептывал демон отчуждение мальчику, который было подошел уже к двери ванной и хотел подергать за ручку.

«Ну и пусть плачет! Мне и одному не плохо» – зло подумал мальчик и всем организмом подключился к наушникам, слушая музыку.

Женщина подошла к мальчику, протянула руку к его плечу. Но сын нервно одернул худенькие плечики и зло бросил: «Отстань!» Теперь это стало его любимым словом. Он жил по своим правилам. На все вопросы отвечал: «Отстань!»  А по всем углам квартиры радостным вихрем носился демон отчуждения.

«Ну что ему надо? – жаловалась женщина подруге. Ведь у него всё есть. Я на двух работах работаю, замуж не вышла второй раз. А ведь могла. Хорошие мужчины встречались. А вдруг они не подружились бы? Всю жизнь для него, а он…» Дьявол отчуждения радостно взмахивал крыльями, насмехаясь над успокаивающими словами подруги: «Потерпи, кризис у него возрастной, но будь построже. Они сейчас такие!» «Какие такие? – думала

женщина. Она знала только одно – дороже сына у неё никого нет. Ей иногда казалось, что мальчик даже не называет ее мама.

Затем её мальчик перестал ночевать дома. Долгие ночи она смотрела в окно, и тревога сжимала материнское сердце. Она не могла уже на него ругаться, потому что в душе радовалась, когда он возвращался живым. Радовалась, но старалась это скрыть. «Ну вот ещё, совсем обнаглеет! Хорошо, что ещё в школу ходит» – шептал демон отчуждения, радостно потирая руки.

Сегодня женщина заметила, что сын нежно прижал к щеке её шарф. Она хотела обнять его, но только воздух от резко захлопнувшейся входной  двери, обжег ее руку.

А вечером он пришел пьяным. От него несло как от алкоголика со стажем. Он ехидно улыбался: «Ну теперь ты довольна?  Ты была права – я такой же как мой папа!» Потом  мальчику стало совсем плохо и он потерял сознание. В салоне скорой помощи она держала сына за руку, а демон отчуждения шептал: «Если так, то пусть лучше умрет. Отмучаюсь и всё! Одним разом! Больше я так жить не могу!»

Только под утро врач уговорил женщину вернуться домой. Она тихо брела по пустынной улице  повторяя один и тот же вопрос: «Ну почему?» А вокруг неё парил, носился демон отчуждения, упиваясь её печалью. От её уныния демону становилось хорошо  и он знал, что век его долог, что к его рукам пристанут ещё много вот таких мамочек и сыночков. И вдруг раздался перезвон колоколов. Храм приглашал на службу прихожан. Женщина остановилась, колокольный звон притягивал, золоченый крест на куполе храма мерцал невиданным светом. Женщина сделала шаг к храму, демон отчуждения отчаянно завопил: «Зачем тебе это! Ты никогда там не была! У тебя другие заботы! Твой сын в больнице! Надо срочно собрать все необходимое и вернуться назад к нему!» «Всё необходимое…» – прошептала женщина и ступила на первую ступеньку церковного крыльца. Она  не знала,  как надо молиться, о чем просить Всевышнего, а душа сама нашла молитву, которая была прикреплена возле свечного стола. Молитву родителей на благословение детей. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани сие чадо мое силою животворящего Креста Твоего». И  стало понятно ей, что именно она оттолкнула сына. И стало легко ей и спокойно, она знала, что все наладится, и они будут счастливы.

«Ты самый дорогой для меня человек» – прошептал ее сын, ее мальчик, приходя в сознание на больничной койке.

А в поднебесье с гиком и воем улетал прочь демон отчуждения, гонимый ангелами добра, любви и взаимопонимания.

 «Их души вечно светят»

 Когда в душе отсутствуют святыни,

Она — как древо, где иссякнул сок,

Или подобие такой пустыни,

Где душит зной, где раскален песок

Так, что и ночью он ничуть не стынет.

Ищи, пока не поздно, к Богу путь:

Лишь Бог способен жизнь душе вернуть.

И. Пехтерев

Рубеж XX-XXI вв. называют периодом восстановления утраченной преемственности и формирования в белорусской литературе такого явления как новая православная лирика. Заметной тенденцией современного литературного процесса на Могилевщине можно считать появление не просто отдельно взятых стихотворений И. Пехтерева по духовной тематике, а целого ряда зрелых произведений, идущих в русле православной духовной традиции. Автор уделял наиболее пристальное внимание вневременным вопросам бытия вообще и отдельных человеческих судеб в частности.

Православная поэзия И. Пехтерева это не просто возрождающаяся традиция духовной поэзии, а зов души. Официально на государственном уровне православная традиция в отечественной литературе была прервана в годы советской власти. Писатели и поэты дореволюционной Беларуси, как правило, изначально воспитывались в религиозных или считающих себя православными семьях, воспитывались как бы «внутри традиции». В советские годы подобная воспитательная практика не только не поощрялась, но и жестко преследовалась.

Однако на Могилевщине известны многие поэты и писателимировоззрение которых изначально закладывалась в русле православной традиции и в течение всей их жизни и творческой деятельности не претерпело значительных изменений ни в годы отрочества и юношества, ни в годы зрелой жизни. И. Пехтерев пришел к вере и церкви сознательно, но сомнения имеет ли он право писать на эту тему, долго мучили поэта. Ни один раз он звонил мне, и мы долго обсуждали эту проблему. Но что я могла посоветовать ему? Я многого не понимала сама в то время. Но однажды, при очередной встрече, Иван Егорович рассказал о том, что в своем «садике» (так он называл деревья и кусты под окнами своей квартиры) нашел православный крестик и принял этот случай как подсказку судьбы. А вскоре он получил благословление на творчество в этом направлении. Иван Егорович очень волновался, ведь это очень ответственно:

Быть или не быть – дилемма очень веская:

Пока Земля есть, жить и ей всегда.

Вот потому над миром Вифлеемская

Звезда взошла, спасения звезда.

Как большую трагедию, которая еще очень долго будет сказываться на судьбах наших детей, рассматривал он проводившуюся в свое время в стране беспощадную атеизацию. Эту боль, эту тревогу поэт отразил в сборнике «И жизнь, и песня, и любовь». Так, в стихотворении «Баллада о разрушенном храме» Иван Егорович называет людей, вершивший суд над судьбами храмов сатанистами:

Приговор был окончательный

Сатанинского суда

И приказ был настоятельный:

Чтоб от храма не следа

Но он твердо убежден, что пройдет время и взмолятся они, но будет слишком поздно:

Когда вы к власти, господа,

Пришли, как свиньи до корыта,

Вы Бога нашего тогда

Хулили яро и открыто.

Вы распинали души всех,

Кто верил в Бога неотступно.

Вся ваша жизнь есть смертный грех,

И ваша суть в веках преступна.

Вы на развалинах церквей,

Как будто черти, веселились.

Чего ж теперь в тоске своей,

Возвысив взгляды, вы взмолились?

Он призывает забыть все распри, жизненную суету и не только осознать, что мы стоим уже у опасной черты «Идет боренье тьмы со светом,Идет боренье света с тьмой»но и объединиться чтобы:

Погасим в сердце пламя мести,

Ведь как-никак, а люди мы,

Подумаем-ка лучше вместе,

Как одолеть нам князя тьмы

Поэзия И. Пехтерева  — это поэзия поиска правды, жизни и поиска пути, поэзия глобальных образов, широких историко-культурных и духовно-нравственных координат, оси которой устремлены к, постижению сущности  и сверхсущности мира, единства и взаимосвязи Творца и творения.

Веру православную Спаситель

Основал как нашей веры дом.

В православьи жили дед и прадед,

Православною была страна-

И напрасно рьяно маску рядит,

Чтоб совратить нас, сатана.

Гражданская позиция поэта отразилась в его духовном видении облика Родины. Два лика Белой Руси (святой и грешной) задают тему для мучительных раздумий о судьбах Родины, выраженных мотивом живой сопричастности к ее бедам и страданиям.

Светлый храм Христа Спасителя

Был надеждой всей земли,

Но по воле повелителя

Разрушители пришли,

Будто это войско ханово

Вторглось к нам на Русь опять,

Чтоб ее позорить заново,

Унижать и разорять

Иван Егорович убеждает, что без возрождения души Родина не возродится. Не коттеджи и иномарки принесли славу Отечеству, а православная душа, собравшая раздробленные земли, создавшая величайшее духовное богатство. А без души любое тело мертво.

Все родное, что утрачено

Нашей бедною страной

И за что сполна заплачено

Очень страшною ценой!

И только с любовью в сердце, напоминает поэт, можно достичь  жизненных высот:

И в жизни, что ни назови,

Все вечное идет от света.

И лучшее все - от любви.

Современную православную поэзию часто называют «лирикой сопротивления». О каком сопротивлении и противодействии идет речь в творчестве И. Пехтерева? Прежде всего, о сопротивлении потребительскому безумию в ущерб духовности, о разоблачении лжи в условиях информационного вакуума:

Сколь ни живи, а жизнь, как миг у всех,

Но человек на плод запретный падок,

В итоге получается, что грех

Ему, как яблоко познанья, сладок.

В своих желаньях ненасытна плоть,

Ущербная – она себя лишь любит

И. этого не в силах побороть,

Тем самым душу безоглядно губит

Автор воспевает истинную христианскую веру, но не религиозное подобострастие, ставшее модой. Поэт обращается к таким «поклонникам» религии, которые только на словах ратуют за христианскую мораль:

Друг друга режем мы и душим,

Своей надежды гасим свет,

И нашим душам, бедным душам,

Наверное, спасенья нет.

И все ж, пока нас не скосила

И спалила смерть дотла,-

Во имя Матери и Сына

Воспрянем, люди, ото зла!

Стихотворение «Не думай, что к кресту прибитый…» озарено яркою верою поэта в вечную неразрывную связь человека с Христом:

Не думай, что к кресту прибитый,

С главою, тернием обвитой,

Страдая, чувствовал Господь

Свою лишь боль, свою лишь плоть.

Все муки мира были в нем

И медленно своим огнем

 Старались сжечь его дотла-

Такая эта боль была.

Душою всей людей любя,

Позволил он распять себя,

Чтоб мир, что создан им с любовью,

Спасти своей вселенской болью.

Лирика И. Пехтерева пронизана не поэтизацией смирения, а верой в вековую народную мудрость и достоинство, любованием красотами родной природы, и надеждой на ее благодатную силу, необходимую смятенному, измученному сомнениями и неблагополучием человеку.

Счастлив я, что сподобил Христос

Мир увидеть мне в царствии этом,

Где я сенью любой из берез

Озарен, словно храмовым светом.

Доминирующий мотив творчества поэта – возвращение на родину, воссоединения с ней, осознание поэтом той глубины, которая живет в национальном характере и окружающем поэта пространстве родной природы. Одна из ведущих тем – страдание одинокой личности, затерявшейся в жизни, с покаянием возвращающейся к своему первоначальному истоку, вбирающей в себя и отчий дом, и народ с его подвижничеством и нравственной красотой.

И я скажу, скажу начистоту:

Настанет час, когда народы мира

Придут к Христу и только лишь к Христу.

В поэме «Возвращение в юность» автор посещает сельское кладбище и снова ведет разговор с ушедшими поколениями. С сожалением констатирует на полузаброшенном деревенском погосте, насчитывающим полтысячи лет: «То наши корни. Но могилы их не отыскать в густой траве забвенья».И делает философский вывод, «Что все стареет, кроме Бога».

Сама музыка стихов говорит о гармонически возвышенном настроении поэта, так много в ней законченной гармонии духовной силы и красоты:

Не остужена роща ветрами,

И в душе и светлынь, и покой.

В белой роще, как будто бы в храме

За тебя, моя Белая Русь,

Я под сводами этого храма,

Словно в детстве, усердно молюсь-

Так учила меня моя мама.

В его молитве, как выражении благодарности, очищения, содержится просьба о благодати для других, для тех, кто выполняет свое земное предназначение. Самодовлеющая личность в нем словно исчезает, растворяется в едином соборном настрое:

Благодарю, о Господи, что терпишь,

Что терпишь недостойного меня

И, как лампаду, сердце мое теплишь

От Твоего бессмертного огня.

Иван Егорович напутствует нас ценить то, что имеем, не роптать, когда судьба бьет и бьет часто безжалостно:

Но ты на жизнь и на судьбу не жалуйся, -

Бери свой крест, на свет звезды иди.

Она горит бессмертною лампадою,

Горит во имя счастья и любви,

Чтоб мы, невольно или вольно падая,

Не умерли, а поднялись людьми.

Он как бы предупреждает нас, живущих на земле:

Судьбу  без мук искать напрасно,

Их много, где ни окажись,-

И все-таки всегда прекрасна

Творцом дарованная жизнь.

Поэт настоятельно просит молиться за благополучие всего нашего белорусского народа:

Есть места святые и другие,

Помолиться каждое зовет

За истоки наши дорогие,

За единый в вере наш народ.

Так что понапрасну не сидите

В праздных думах и пустых словах

И, покуда силы есть, идите,

Стойте в храмах: правда есть в ногах.

Соотнося биографию и творчество поэта, необходимо помнить, что мы говорим не о церковной святости И. Пехтерева, а о его пророческой силе и о божественной окрыленности его творчества. И. Пехтерев был живым средоточием белорусского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и его больных узлов. Это положительное выступало в творчестве поэта все сильнее, все ярче, входило в связь с его возвышенным религиозным настроением и в последние годы становится основным мотивом его творчества.Творчество И. Пехтерева  – своеобразное пророчество, призыв к миру и людям, подошедшим к последней черте:

Открыл Господь нам о себе немного,

Дал душам для познанья благодать,

                                             Но даже в этом, очень малом, Бога

Ленивые, мы не хотим понять.

И гаснет, гаснет свет в духовном взоре,

Мы ни о чем не думаем всерьез,

Не замечаем, как в житейском море

Несется челн наш утлый на утес.

Поэт заставляет нас почувствовать, что без доброты, без сострадания мы не сохраним этот мир, эту землю, самих себя:

Есть в мире мудрость стародавняя,

Она -  как божья благодать:

Кто не изведал сам страдания,

Тот не способен сострадать.

И ты, мой друг, напрасно сетуешь,

Что ты забыт, что одинок…

Конечно, горько, что ты бедствуешь.

Но сам кому хоть раз помог?

Иван Егорович строго спрашивает, готовы ли мы держать ответ за все содеянное:

Когда светильник разума погаснет,

Когда навек сомкнет уста печать,

За сделанное все, что нас не красит,

Душе придется строго отвечать.

Любому телу - тлеть. Но то, что любит

Пить допьяна запретное вино,

И душу обязательно погубит,

Которая была с ним заодно.

Цена не по товару - нет сомненья,

Жизнь коротка, к тому ж тонка, как нить…

Так стоит ли за сладкие мгновенья

Так безрассудно вечностью платить?

Пришла пора нам всем задуматься и дать ответ на вопрос поэта:

Крестом трехкратно осенив себя,

я думаю и в ужасе немею:

А не похожа ль наша вся земля

Уже давно на падшую Помпею?

 

Мне нередко доводилось наблюдать, как люди самых разных характеров, разного темперамента, строя мыслей и даже возраста, слушая И. Е. Пехтерева, начинали смотреть на него с особенным расположением и симпатией, видимо почувствовав, что где-то совсем недалеко, есть огромный, таинственный мир, который он уже открыл, а мы – еще нет.

У Ивана Пехтерева было слишком много связей с жизнью, слишком полно и активно он ее воспринимал, слишком глубоко проникся ее радостями и тревогами. Многие годы его жизни были пропитаны физической болью. Но он всегда оставался молод душою:

Неужто правда, что мне семьдесят уже,

Что я старик седой…

Нет, это слишком!

Не юноша я даже, а мальчишка

Именно у него я научилась любить жизнь во всех ее проявлениях, и в радости и в горе:

Известно только Богу одному,

Как я люблю, ведь мир весь в Божьей власти,

И это же благодаря Ему

Я и любить, и жить имею счастье.

Жизнь требовала от любящего ее человека огромного личного мужества, ежедневного, постоянного. Это был его последний жизненный подвиг,который длился много-много дней. Мужественным, мудрым, добрым был И. Пехтерев, несмотря на жестокие страдания, вызванные болезнью. Люди, которые знали и ценили его, старались поддержать, выразить ему слова своей любви и уважения, восхищения мужеством и непокорством беде.

В душе очень много желаний,

Исполнение всех их равно чудесам,

А какое важней?—

Словно в юности ранней,

Когда счастлив был всем я,

Не ведаю сам.

Перебирая фотографии человека, сделанные в разное время, видишь, как годы и судьба отпечатываются на его лице. В этом движении возраста – не в чертах, естественно, а в духовном и душевном развитии, – многие лица до какого-то момента схожи. Но есть развилка, от которой пути человеческие расходятся: на одних лицах мы увидим, как с годами человек замыкается в себе, в своих собственных интересах, проблемах или хворях. На фотографиях других людей видно, как тяжелеет бремя ответственности, которую они несут на своих плечах, – ответственности задругих и за всю жизнь.

Я думала об этом, разложив перед собой книги Ивана Егоровича Пехтерева. Когда берешь их в руки в хронологической последовательности, невольно ощущаешь, как с годами меняется голос поэта: юношеское удивление, увлеченность, очарованность красотой родной природы, деревни постепенно перерастают в глубокую к ним любовь. А настоящая любовь – это, прежде всего ответственность и озабоченность их судьбами. Нашими судьбами.

9 февраля 2013 г. Иван Егорович Пехтерев тихо ушел из жизни. Но его книги остались людям.

Где б ни был после смерти я:

В раю ли или адской мгле,-

Я знаю, что душа моя

Терзаться будет о Земле.

Ей будет не хватать берез,

Чей свет - мои кровь и соль,

Таланта чувствовать до слез,

До глубины чужую боль.

Ей будет не хватать друзей,

Родных людей, кого люблю,

Как не хватает стаи всей

С крылом подбитым журавлю.

Иван Егорович ушел в мир иной, а мы пока еще в пути….

День мал, но думать следует о нем,

Чтоб нами не был прожит он напрасно.

Категория: «Осознание Красоты спасет мир» | Добавил: nleonardo (30.04.2015)
Просмотров: 525 | Рейтинг: 0.0/0 |
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz