20 апреля 2009г. в Могилевской
областной библиотеке им. В.И. Ленина состоялась Международная
научно-практическая конференция «Культура сердца в семье и обществе».
На конференции актуальные
проблемы духовно-нравственного воспитания, образования и здоровья в современной
социокультурной среде обсуждались специалистами из Беларуси и России.
Прозвучали выступления ученых и практических работников системы образования,
здравоохранения, культуры, социальной защиты, а также представителей
общественных организаций: РОД "Родительская забота", МГО РОО «Русское
общество», МОО ОО "Белорусский Союз Женщин", МО БОО «Трезвенность – Оптималист».
Проблема культуры сердцаявляется остроактуальной по причине
направленности современной системы воспитания и образования, прежде всего, на
развитие рационального аспекта мышления без должного внимания к эмоциональной и
духовной сферам человека, традиционно относимым к области человеческого сердца.
А между тем очевиден факт, чтобез духовно воспитанного, облагороженного
сердца человек –всего лишь бездушная
машина мышления, игнорирующая Родину, героя, учителя, семью и друга.
Общепризнанно, что главное
достояние и основа процветаниягосударства – культурный человек с благородным сердцем и ясным умом, способный
преображать жизнь общества в направлении нравственного здоровья, культурного
процветания и материального благосостояния.
Если же человек становится только
винтиком илиболее крупной деталью
технократической цивилизации, то это ведет и кеговырождению, и к неизбежному
краху всего этого огромного механизма,движимого человеческими энергиями. К сожалению,
множество проявлений тотального кризиса, охватившего мир, уже вошло в нашу реальность.
«Все прогрессы реакционны, если
рушится человек!» - сформулирована суть проблемы поэтом. Человек, не имея
сердечной культуры в качестве щита от напоратехнократической цивилизации, рыночной системы ценностей, засилья
всемирной агрессии и пошлости, теряет инстинкт душевного самосохранения идуховного совершенствования. Внутренний
человекподавляется внешним, чувства -
похотью,разум – расчетливым эгоизмом.
Разрывается тончайшая сфера внутреннего мира личности, происходит распад его
духовной целостности на противостоящие функции и враждующие принципы. Интеллект
и психика, потерявшие духовный ориентир, становятся ареной борьбы
противоположностей.Отсюда - конфликты,
неврозы, депрессии и их негативные социальныеследствия, в том числе такие тяжкие, как рост алкоголизма, преступности,
суицидов, психических болезней и сиротства при живых родителях.
Духовно-нравственная сфера в этой
ситуации является спасательным кругом и
путеводной нитью, выводящей человека и общество из лабиринта бедствий. Духовное
начало примиряет разум и сердце, будучи их синтезом: своеобразным разумом
сердца и сердцем разума, и потому способно преодолевать конфликты долга и
свободы, страстей и рассудка, ответственности личности и ее права на поступок.
Так же, как полноправие и гармония мужского и женского начал в семейной и
общественной жизни являетсянепременным
условием социальной стабильности, так же гармония и синтез противоположных
начал во внутреннем мире каждого человека -ума и сердца, интеллекта и духовно-нравственной сферы - являются основой
целостности мировоззрения и самовыражения личности.
Разум и сердце – два основных начала
сознания,– сравнимы с двумя крыльями,
способными осуществлять полет лишь в полной согласованности движений,
управляемые единым ведущим принципом - одухотворенным разумом сердца, или
чувствознанием.
Найти путь ксвоему сердцу, научиться видеть, слышать, решать, созидать сердцем – задачи,
стоящие перед человеком современной эпохи. Эпохи, в которой не расчет рассудка,
а сердечная мудрость, не конкуренция, а сотрудничество, не разобщенность и
узость специализации, а широта мышления, гармония и синтездолжны стать ведущими силами на пути
продвиженияк миру и культурному
прогрессу.
В сердце берет начало искусство
взаимоотношений между людьми, без которого не может быть ни гармоничной семьи,
ни здорового общества, ни стабильного государства и мира. Сердцем человек
чувствует и творит красоту, сердцем находит свое предназначение на Земле.
Любовь, творчество, подвиг – лепестки единого пламени, горящего на алтаре
окультуренного, облагороженного Сердца.
К сожалению,
только теперь, на рубеже тысячелетий, когда вскрыласьодносторонность рационализма как
«единственной» модели развития и познания мира, сердечная сфера стало привлекать
внимание людей, стремящихся найти пути выхода из тотального кризиса, охватившего
всю человеческую цивилизацию и имеющего в своей основе глубокий
мировоззренческий кризис.
В этом контексте культура сердца и
соответствующая ей культура мысли, восходящая к синтезу рационального,
интуитивного и чувственного познания, становятсяважнейшей стратегической задачей воспитания и
образования молодого поколения.
Одобрение
участников конференции вызвали прозвучавшие в одном из докладов слова руководителя
Международного Центра Гуманной педагогики, академика РАО Ш.А.Амонашвили: «Человечество
вступает в новую эпоху – эпоху Сердца (…), и путь усиления гуманного педагогического
мышления в умах и деятельности сотен тысяч учителей и воспитателей, работников
народного образования, в коллективе каждого образовательного заведения,
формирование этого мышления в умах и сердцах миллионов родителей и есть один из
важнейших путей очеловечивания, облагораживания и духовного возвышения общества».
На конференции были выработаны и
приняты рекомендации по стратегии дальнейшего развития теории и практики
воспитания и образования в школе, семье и обществе с учетом аспекта педагогики
Сердца. В частности было предложено:
- средствам массовой информации активно пропагандировать
положительный опыт культурных семейных традиций, содействовать повышению
педагогической культуры родителей, а также служить формированию в обществе
идеалов женственности и мужественности в соответствии с жизненным и духовным
предназначением человека на земле, а также нравственными качествами и
ценностями женского и мужского начал;
- для изучения и внедрения в практику школьного образования
идей Гуманной педагогики рекомендовать Областному управлению образования
пригласить для проведения соответствующего
семинара руководителя Международного Центра Гуманной педагогики, академика РАО Ш.А. Амонашвили;
- создать Белорусское отделение Межрегионального
Общественного движения «Родительская забота» для совместной разработки и
реализации программ воспитания и просвещения населения с целью формирования
культурного поля семьи и осознанного отношения к родительству.
На
последнем пункте стоит остановиться подробнее.
Процесс возрастания Человека в ребенке берет начало в семье,
где им с младенчества усваиваются модели
взаимоотношений с миром. Потому для
полноценного развития молодого поколения необходимо, чтобы все основы Культуры
Сердца вошли в сознание и обиход семьи
для создания того духовно-нравственного пространства, которое и будет
формировать все истинно человеческие, высокие и благородные качества натурыребенка.Это благодатное вос-питание сердечной сферы в лоне семьи будет и основой
роста здорового, полноценного поколения, и защитой
сознания детей от растлевающих влияний нравственных болезней современного мира.
Одухотворенное мышление и мировоззрение входят
в жизнь через два взаимосвязанных начала, призванные самой природой и культурой
заботиться о восходящем развитиичеловека. В семье - это мать и отец, в социуме - это институты семьи и
школы. Отражением этого естественного закона стало создание в России Межрегионального
общественного движения «Родительская забота», второго крыла педагогики Сердца - Гуманной педагогики, рекомендованной
Министерством образования РФ для массового применения в работе школ.
Этот серьезный шаг Российского Правительства от прагматического
взгляда наобразование к утверждению одухотворенной
педагогики свидетельствует об определенном духовном лидерстве России на всем
постсоветском пространстве. Ныне Лаборатории Гуманной педагогики работают на
территории большинства стран СНГ и за их пределами (к сожалению, Беларусь не
входит в их число). А в Общественное движение «Родительская забота» кроме
российских регионов входят также Литва и Украина.
Председатель РОД «Родительская
забота» К.Ш. Мансурова в своем выступлении поделилась тем, как эта общественная
организация решает задачи школы
семейного воспитания и осознанного
родительства на пути к общепланетной цели - изменению модели мира на принципах гуманизма и
духовности.
Участники конференции единогласно
поддержали идею создания Белорусского отделения«Родительской заботы» и выбрали его председателя, что придало
конференции статус учредительной.
Остается добавить, что семья и школа,
государство и общество лишь совместными усилиями способны решать задачу
духовноговозрождения страны, путь к
которому лежит через культуру сердца. А Беларуси, прокладывающей свой путь
развития и нарабатывающей свой опыт решения социокультурныхзадач, важно также изучить и приложить к жизни научные основы и тот
позитивный практический опытГуманной
педагогики в сфере образования и семейного воспитания, который уже накоплен в
России и других странах СНГ.
О.А. Андарало,
врач-невролог; председатель Белорусского отделения Общественного движения
«Родительская забота», член МГО РОО «Русское общество».