Врач-невролог Могилевской санаторной
школы-интерната для детей, больных сколиозом
Идея сердца
занимает центральное место в культуре ифилософии всех народов.
Язык культуры, понимания и сочувствия, как и
голос совести, – это язык нашего сердца, он открывает врата человечности и общего
блага.
В
историческом развитии «феномен сердца» всесторонне исследуется в теории и
практике мировых духовных учений, в трудах педагогов, мыслителей-гуманистов,
философов-классиков. В них содержится насыщенный многообразными смыслами
глубинный символизм сущности сердца и анализ его двойственнойприроды (материальной и духовной). Это
трудыЯ.А.Коменского, Г.С. Сковороды,
И.В.Лопухина, П.Д. Юркевича, В.Ф. Войно-Ясенецкого, Б.П. Вышеславцева,И.А.Ильина, Н.К. и Е.И. Рерихов, В.А. Сухомлинского,Г.Я. Стрельцовой,В.И. Гидиринского,Ш.А. Амонашвили и многихдругих.
Изучая
значение термина «сердце» в разных культурах и языках, П.А. Флоренский
обнаружил принципиальное сходство в его трактовке, единый смысл: «центр»,
«недра», «нутро», «стержень», «средоточие» применительно к человеку, его личности
и духовной жизни (1). Испокон веков религиозная мысль обращалась к сердцу, как
к надежде и опоре на возможное исправление и возрастание личности.Для этого предлагалось «уцеломудрить сердце»,
очистить и духовно воспитать его, чтобы засияла в нем «искра Божия», ведь
сердце есть «око небесное», оно есть орган познания многого тончайшего, что не
доступно интеллекту: истока и сути явления, духовной красоты и нравственной
ценности.
Философ
Серебряного века И.Ильин указывает: «Где-то
там, в самой интимной глубине человеческого сердца, дремлет некое духовное око,
призванное к созерцанию божественных содержаний земли и неба. Это таинственное
око, со всей его восприимчивостью и зрячей силой надо будить в человеке в самом
раннем, нежном детстве, чтобы оно проснулось от своего первоначального сна,
чтобы оно открылось и воззрилось в богозданные пространства бытия, со священной
и ненасытной жаждой созерцания» (2).
Библия
отводит сердцу все функции сознания: мышления, проявления воли,чувств, совести; более того, сердце считается
обителью Бога и центром всей человеческой жизни – телесной, душевной и
духовной.
Признание
сердца основным органом познаниянеобычно для западной науки. В «век разума», каковым считается 17 столетие,
Б.Паскаль во весь голос заявил о «мудрости сердца», которая возвышеннее и
благороднее «мудрости разума».Именно
«сердце чувствует Бога, а не разум», именно сердце непосредственно знает и
различает добро и зло, сердце предваряет разум в познании истины, «чувствуя
первые принципы бытия» (пространство, время, число, движение, беспредельность).
Не отрицая ценности разума, его дефиниций и доказательств, Б.Паскаль
провозгласил: «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем», а «у
сердца свои законы, которых разум не знает». Паскаль вводит в сферу
теоретического знания принцип, гетерогенный по отношению к разуму, -
чувственную интуицию сердца (3).
Выводам Паскаля созвучны мысли выдающегося
индийского философа и музыканта 20-го века Хазрат Инайят Хана. «Интуиция поднимается из самых глубин человеческого сердца.
… она происходит из чуткости; мы знаем, что женщина более интуитивна по
природе, чем мужчина…
Человек
добрый, человек любящий, чистосердечный и благожелательный, - только он
интуитивен. Интуиция не имеет ничего общего с образованием… потому что это
совершенно другая область знания» (4).
На эту
«другую область знания» указывает и российский академик В.Вернадский: «Интуиция,
вдохновение – основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и
идущих строго логическим путем, - не вызываются ни научной, ни логической
мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе. В этом основном
явлении в истории научной мысли мы входим в область явлений, еще наукой не
захваченную, но мы не только не можем не считаться с ней, мы должны усилить к
ней наше научное внимание» (5).
Гениальный
ученый, основоположник космонавтики К.Э. Циолковский так же настаивает на
необходимости включения в систему целостного познания мира тех способов и
источников, которые выходят за пределы рациональной логики: «Все будет в руках
тех грядущих людей – все науки, религии, верования, техника, словом, все
возможности, - и ничем будущее знание не станет пренебрегать, как пренебрегали
мы – еще злостные невежды – данными религии, творениями философов, писателей и
ученых древности… Человечество не может жить в таких шорах, как живет, двигать
своею мыслью по указке, ибо человек не машина (6). Ученый закладывает в своих
научных и философских трудахосновы
нового космического мировоззрения, являющего синтез разума и сердца, логической
и иррациональной составляющей системы познания.В формировании этого мышления на рубеже 19-20 веков участвовали и другие
выдающиеся ученые: И.В. Вернадский, А.Л. Чижевский, П.А. Флоренский, а также
философы: В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и крупнейшие деятели
искусства:Н.Рерих, М.Чюрленис, А.Скрябин,Ф.Тютчев, А.Блок, В.Белый и многие другие. В
свете этого мировоззрения Космос рассматривается не только как астрономическое
понятие, а во всем его энергетическом богатстве и многообразии состояний
материи, а человек предстаеткак часть
Космоса, несущая его в себе в соответствии с принципом единства макро- и микрокосма.
Фокусом их энергетического единства выступает магнит сердца, а Дух является одним
из важнейших явлений, соединяющих внутренний мир человека с глубинами Космоса.
Космическое
мышление преодолело противостояние двухидеологий: материализма и идеализма, найдя место в картине
одухотворенного мироздания обоим, и вместив оба способапознания, исторически наработанных
человечеством: научное ивненаучное, или
метанаучное.
Выдающиеся ученые современности продолжают
развивать эти идеи, в частности в таких направлениях научной мысли как
синергетика и тринитология. В настоящее время наука подошла к признанию
равноправия и взаимодополнительности трех основных компонентов познания:
рационального, интуитивного и сенситивного в соответствии со способностью нашего
мышления оперировать логическими понятиями, художественными образами и тонкими
символами. Считается, что преобладание рационального аспекта познания более
характерно для научной деятельности; сенситивного – для области искусств;
интуитивного – для практики в области религии и этики, однако каждый
аспектможет преобразовываться иобогащаться элементами других. Умение
творчески оперировать всеми тремя компонентами есть качественная характеристика
нового «триадного»мышления, приходящего
на смену одностороннему, тесно связанному с экспериментальной наукой и выросшей
на ее основе материалистической философией (7).Новое мышление является эволюционной ступенью человеческого сознания,
достигшегоментального синтеза. Оно
воспринимает мир и его проявления в целостной, одухотворенной гармонии.
Именно
ступень синтеза в сознании человека объясняет явления таланта и гения. Талант –
явление дифференцированное, гений – целостное. Талант выявляет качество
реализации личностив той или иной
области. Гениальность же - явление всеобъемлющее, проявляющее себя в ряде
областей творчества, вытекающее из духовных качеств сердца человека. Гений –
это высокий дух, несущий синтез познания и творчества.
Мышление
гения – явление парадоксальное, выходящее за рамки общепринятой логики. Гении
владеют не только развитой логикой анализа, но обладают синтезом мышления.
Именно логика ментального синтеза, опирающегося на духовные качества сердца,
ведет их к лучшим решениям и парадоксальным, на первый взгляд, идеям, так как
они исходят из более глубокого и многомерного восприятия мира, чем это
свойственно большинству их современников.
«Гениальность, - отмечает Н.Бердяев, - ест
«мир иной» в человеке… Гениальность и есть раскрытие творческой природы человека,
его творческого назначения» (8).
Синтез сердца
и разума, оптимально выявляющийдуховный и творческий потенциал человека, на
социальном уровне соответствует явлению Культуры как синтезу наук, искусств и
религий. Исходя из этого, действительно культурнымиявляются лишь тетворения, которые служат утверждению более высокого
качества жизни, неся в себе синтез научности, художественности и высокой этики,
соединяющей человека с Высшим миром. Именно на такой культуре может
воспитываться и духовно расти сердце
человека.
Об этом
заботится и В.А.Сухомлинский: «Чтобы в человеке утвердилась высокая идея, нужно
дать ему азбуку человеческой культуры. Ведь идейная жизнь – это жизнь мысли,
разума, на страже которого стоит чуткое сердце» (9).
Особое
положение сердца, как регулятора телесной и средоточия духовной жизни,
подтверждается современными исследованиями. Изучение сердца фундаментальными
науками – физикой, биологией, медициной и психологией приводит к открытиям. Так
ученым А.И. Гончаренко экспериментально установлено, что сердечно-сосудистая
система является особой высокоорганизованной структурой нашего организма. Она
обладает собственным мозгом и собственным сердцем.«Кроме того, она материализует и распределяет
все формы времени в организме и служит системой опережения сознания». Автор научно
обосновывает факт, что каждая порция крови несет к органу не только необходимые
вещества и кислород, но и информацию посредством особых информационно-энергетических
упаковок эритроцитов, специфических для каждого органа. (10). Эмбриология
свидетельствует о приоритетном развитии сердечно-сосудистой системы и функционировании сердца на самых ранних
стадиях внутриутробного развития. В этот период, зная программу развития других
систем, сердце закладывает материальную основу для их развития и роста. Можно
сказать, что сердце выращивает наш мозг (11).
Если
объединить в систему взгляды на идею сердца во всех областях человеческого
познания, то получим следующее. Сердце – это синтетический орган чувствования и
чувствознания. Это нелинейный ум, преодолевающий границы трехмерного
пространства и времени. Это фокус Единой Вечной Беспредельной космической
энергии, несущей незыблемые космические законы жизни, и потому «сердце является
ориентирующим вектором эволюции» (12).
Разносторонний
анализ явления сердца представляется остроактуальным в связи с тем, что
современная система воспитания и образования все еще ориентируется на
формирование рационального аспекта мышлениябез должного внимания к эмоциональной и духовной сфере человека.
Однако человек
без облагороженного сердца – бесстрастная машина мышления, игнорирующая Родину,
героя, учителя, семью и друга.
«Все прогрессы реакционны, если рушится
человек!» - сформулирована суть проблемы поэтом.
К сожалению,
только теперь, на рубеже тысячелетий, когда вскрыласьодносторонность рационализма как
«единственной» модели развития и познания мира, учение сердца стало привлекать
внимание людей, стремящихся найти пути выхода из тотального кризиса, охватившего
всю человеческую цивилизацию и имеющего
в своей основе глубокий мировоззренческий кризис.
Человек, не
имея сердечной культуры в качестве щита от напоратехнократической цивилизации, засилья всемирной
агрессии и пошлости, теряет инстинкт душевного самосохранения идуховного совершенствования. Внутренний
человек подавляется внешним, чувства -
похотью,разум – расчетливым эгоизмом. Разрывается
тончайшая сфера внутреннего мира личности, происходит распад его духовной
целостности на противостоящие функции и враждующие принципы. Интеллект и психика,
потерявшие духовный ориентир, становятся ареной борьбы.Отсюда - конфликты, неврозы, депрессии и их
негативные последствия.
Духовно-нравственная сфера в этой ситуации является
связующей нитью, своеобразным разумом сердца и сердцем разума, преодолевающим
конфликты долга и свободы, страстей и рассудка, ответственности личности и ее
права на поступок.
Разум и сердце – два основных начала сознания,
связующих духовный и материальный мир человека, его внутреннюю и внешнюю
вселенную – сравнимы с двумя крыльями, способными осуществлять полет лишь в
полной согласованности движений, управляемые единым ведущим принципом. Этот ведущий
принцип на этапе синтеза есть одухотворенный разум сердца, или чувствознание.
Мудрецы
говорят, что найти в жизни гармонию, «золотую середину» можно, если осознать
синтез – путь сердца.Франциск Ассизский
полагал, что «нет такого знания, которое могло бы привести к гармонии. Иная
сила, иная культура приводит человека к гармонии – культура сердца!» (13).
Человека, в котором разум и сердце объединены
энергией любви, П.А. Флоренскийназывает
одухотворенным: «Ум жаждет любви так же, как и сердце, и только достигая ее,
расцветает. Это и есть тайна того, что «любовь рождает знание» или «познание
делается любовью», - считает он (14).
И так же, как
полноправие и гармония мужского и женского начал в семейной и общественной
жизни являетсянепременным условием
социальной стабильности, так же гармония и синтез противоположных начал во
внутреннем мире каждого человека -ума и
сердца, интеллекта и духовно-нравственной сферы - являются основой целостности
мировоззрения и самовыражения личности.Сердце дает направление, а ум -информационное насыщение. В сердце рождаются побуждения и чувства, а в
уме - мысли, которые усиливают принятую совестью позицию, и человек начинает
действовать волей в направлении, указанном сердцем. Ум всегда выступает
помощником воспитанного сердца и выполняет его указы. В свою очередь мысли ума,
поддержанные горением сердца, сильны, убедительны и зажигательны. В этом
контексте культура сердца и соответствующая ей культура мысли, восходящая к
ментальному синтезу, становятся важнейшей
стратегической задачей воспитания и образования.
Руководитель
Международного Центра Гуманной педагогики, академик РАО Ш.А.Амонашвили
подчеркивает, что «человечество вступает в новую эпоху – эпоху Сердца… и путь
усиления гуманного педагогического мышления в умах и деятельности сотен тысяч
учителей и воспитателей, работников народного образования, в коллективе каждого
образовательного заведения, формирование этого мышления в умах и сердцах
миллионов родителей и есть один из важнейших путей очеловечивания,
облагораживания и духовного возвышения общества» (15).
В
теоретических трудах и практике гуманного подхода к детям в школах России и за
ее пределами академик Ш.А.Амонашвили утверждает философские и
психолого-педагогические каноны школы 21 века, впитавшие в себя мудрость
педагогической классики и передовые знания современной науки, которые составили
систему гуманно-личностной педагогики.
Смысл ее
положений основан на допущении в образовательный процесс четвертого, или
духовного, измерения: в признании Души Ребенка как реальной субстанции,
реальности Высшего мира, Вечной Жизни и Царства Сердца.
Ш.А.Амонашвили
утверждает непреложность воспитания сердца и через него – раскрытиеталантов, способностей интеллекта и
неповторимой индивидуальности человека. «Нам нужно воцарить Сердце, - пишет он,
- вознести Его на трон Жизни…
И не будем
считать напрасной трату нашего таланта и способностей, нашего творчества и
самоотвержения, если сразу не увидим плоды воспитания сердец наших учеников
нашим учительским Сердцем» (16).
Допуская
реальность Высшего Сознания, бессмертие духа и взгляд на земную жизнь, как на
отрезок бесконечного пути духовного совершенствования человека, Гуманная педагогика
строит возвышенный взгляд на Ребенка,
считая его Явлением в земной жизни, носителем своего предназначения (жизненной
Миссии) и средоточием неограниченной энергии Духа. Из богатой психологической
природы Ребенка особое внимание уделяется: страсти к развитию,к взрослению и к свободе.
Общий
выводтаков: Ребенок есть единство
заключенных в нем духовных и природных сил, он есть суть союза Неба и Земли,
Духа и Материи; он есть проявлениеМакрокосма в Микрокосме.
Отсюда вытекает убеждение воспитателя, что
«Ребенок все может». Устремляя школьников к самовоспитанию, к выработке воли и
характера, к обогащению и расширению их духовного мира, он продвигается вместе
с ними к главной совместной цели – к накоплению тех духовных качеств, которыми
обладает Идеал – Благородный человек.
Учитель
образовывает ученика, то есть помогает выявлению Высшего Образа в нем, отсекая
резцом скульптора духа лишнее и искусно дорисовывая недостающее. Своим примером
учитель сознательно дает ученикам жизненные уроки Высокой Этики, служа для них
непосредственнойшколой Прекрасных
Образов.Учительпротивостоит ярым нападкам потребительской философии,
так какработает над будущим Образом человека
и народа, а значит – над будущим страны.
Культура
сердца в Гуманной педагогике является тем краеугольным камнем, на котором
основывается духовное развитие человека, его путь к избранному Идеалу.
Система гуманно-личностной педагогики
рекомендована Министерством образования РФ для массового применения в работе
школ. И этот серьезный государственный шаг от узкоматериалистического взгляда
на человека изадачи образования к
утверждению одухотворенной педагогики свидетельствует об определенном духовном
лидерстве России на всем постсоветском пространстве.
Однако
процесс возрастания Человека в ребенке берет истоки в семье. Потому все основы
Культуры Сердца должны войти в сознание и обиход семьи для создания духовно-нравственного
пространства, необходимого для полноценного развития молодого поколения.
Так одухотворенное
мышление и мировоззрение входят в жизнь через два взаимосвязанных начала,
призванные природой и культурой заботиться о восходящем развитиичеловека. В семье - это мать и отец, в
социуме - это институты семьи и школы.
Отражением
этого естественного закона стало создание в России общественного движения
«Родительская забота», второго крыла Гуманной педагогики, принявшего на себя
задачу школы семейного воспитания и осознанного родительства как пути изменения
модели мира.
Поэтому, решая задачу духовноговозрождения Беларуси, путь к которому идет через
культуру сердца, необходимо глубоко изучить и широко приложить к жизни научные
основы и практический опыт реализации системыГуманной педагогики в сфере образования и семейного воспитания, который
наработан в России и других странах.
Список
использованной литературы
1. Флоренский
П.А. Столп и утверждение истины. – М., 1914.С. 269.
2. Ильин И.А.
Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. – М.: Изд. «Дар», 2006. – С.312.
3. Стрельцова
Г.Я. Философия Б. Паскаля и современность. –М.: 1985. – С.208, 211, 252, 254.
4. Руми. –
М.: Издательский Дом Амонашвили, 2000. – С.29.
5. Вернадский
В.И. Труды по философии естествознания. – М., 2000. С.412.
6.
Циолковский К.Э. Грезы о Земле и Небе. Тула, 1986. С.425.
7. Хмелева
Л.Г. Гений и искусство познания инобытия // Искусство как способ познания. –
М., 1999. –С.244.
8. Бердяев
Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994. – Т.1. – С. 175.
9.
Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… Сост. Л.В.Голованов. – М.:
Молодая гвардия, 1990. – С.119.
10.
Гончаренко А.И. Пространство сердца как основа сверхсознания. – Т.2. - №3,
1997. – С.34.
11. Бак В.Ф.
Биология языком сердца. – Донецк: Изд. «Вебер», 2008. С.61.
12. Лебеденко
А.А. Философия сердца в концепции гуманной педагогики. – М.: Издательский Дом
Шалвы Амонашвили, 2005. С. 115.